Суббота, 28.06.2025, 08:21Приветствую Вас Гость | RSS
Донецкая школа № 64
Меню сайта
Категории раздела
9 класс [39]
10 класс [39]
11 класс [38]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов


Главная » Файлы » Дистанционное обучение 9-11 класс » 9 класс

Всемирная история. Урок 3.
09.09.2014, 12:06

Всемирная история

 

Занятие 3

Тема: Причины и начало Французской революции. Франция от монархии до республики.

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Основные события: 

• 14липня 1789 г. - взятие Бастилии; 

• 26 августа 1789 г. - принятие Декларации прав человека и гражданина; 

• 4-11 августа 1789 г. - принятие Учредительным собранием декретов об отмене феодальных повинностей; 

• 1791 г. - принятие Конституции; 

• 1792 г. - казнь короля; Франция объявлена республикой.

Просмотрите видеоурок по теме «Французской революция. Ее причины» : http://interneturok.ru/ru/school/istoriya/7-klass/vseobschaya-istoriya/frantsiya-v-xviii-v-nachalo-velikoy-frantsuzskoy-revolyutsii?seconds=0

Запишите основные причины французской революции

  • Абсолютизм сдерживал развитие общества.
  • «Старый порядок» не отвечал общественным потребностям.
  •  Католическая церковь не отвечала потребностям общества.
  •  Банкротство государства - огромные долги и невозможность их вернуть.
  •  Экономическая, политическая и общественная кризис и несостоятельность власти воздейств ть на ситуацию.
  •  Желание буржуазии получить политические права и влиять на власть

Просмотрите видеоурок по теме «ход революции» : http://interneturok.ru/ru/school/istoriya/7-klass/vseobschaya-istoriya/sverzhenie-monarhii-i-nachalo-revolyutsionnyh-voyn?seconds=0

Воспользуйтесь лекционным материалом для усвоения темы

В ходе революции во Франции произошел переход от монархии к республике. Это событие положило начало процесс формирования основ гражданского общества в этом государстве. Декларация прав человека и гражданина стала образцом для укладки конституций  многих стран мира.

Один из лидеров Учредительного собрания граф Мирабо заявил: «Эта великая революция избежит злодеяния и слез». Но могли ли такие предсказания стать реальностью во французском обществе XVIII в.?

  1. 1.     Начало революции. От созыва Генеральных штатов до работы Учредительного собрания

Нельзя сказать, что власть не замечала нарастающего кризиса. Король постоянно изменял министров, пытался пополнить казну и навести порядок в стране. Министры Тюрго, Мальзербом, Каллон, Бриен, Неккер по очереди пытались предотвратить обострение кризиса, провести реформы, но каждый из них потерпел поражение. Все сословия объединились вокруг идеи созыва Генеральных штатов. Первый и второй сословия хотели покончить с посягательствами на их исключительные права. Представители третьего сословия и либеральное дворянство надеялись превратить Генеральные штаты в представительский орган, подобный Конгресса США. Король объявил о созыве Генеральных штатов.

5 мая 1789 г. Генеральные штаты начали свою работу в Версале. Между депутатами первых двух и третьего сословия возникли противоречия по вопросу о порядке голосования. Компромисса не было достигнуто.

Тогда 17 июня 1789 г. депутаты третьего сословия и 100 либеральных депутатов от первых двух сословий, которые присоединились к ним, провозгласили себя Национальным собранием, разогнать которые королю не удалось. 9 июля Национальное собрание провозгласило себя Учредительным собранием Ведущей силой в Учредительном собрании стали сторонники конституционной монархии во главе с Мирабо. Король решил не допустить дальнейшего развития революции. Он подтянул к Парижу войска и отправил популярного министра Неккера в отставку. Начались беспорядки. 14 июля горожанам удается захватить арсенал. Вооруженная толпа двинулась к Бастилии.

Абсолютизм был свергнут, монархия стала конституционной. Король признал Учредительное собрание.

В столице власть перешла к Комитету избирателей, что создал Городской совет (Коммуну Парижа).

Революция утвердила новый флаг Франции. До красного и синего цветов третьего состояния добавился белый цвет монархии - эти цвета означали примирение третьего сословия с королем.

Первые законодательные декреты Учредительного собрания принимаются 4-11 августа 1789 г. В них провозглашалось отмены церковной десятины, феодальных повинностей (основные повинности крестьяне должны выкупать), все граждане должны платить налоги. Однако земельный вопрос во Франции не был решен. Условия выкупа земли Учредительное собрание обещали установить позже.

Работа с таблицей (перепишите таблицу в тетрадь)

Дата

Событие

5 мая 1789 г.

Открытие Генеральных штатов

17 июня 1789 г.

Депутаты третьего сословия провозгласили себя Национальным собранием

20 июня 1789 г.

Клятва в зале для игры в мяч

20 июня 1789 г.

Отказ короля признать требования депутатов третьего сословия. Решение депутатов третьего сословия не расходиться

9 июля 1789 г

Принятие Национальным собранием названия «Учредительные»

14 июля 1789 г.

Штурм и захват Бастилии. Признание королем законности Учредительного собрания

4-11 августа 1789 г.

Принятие первых декретов


2.  Декларация прав человека и гражданина, Конституция 1791 г.
Работа с историческим документом
ознакомиться с документами и ответьте  на вопросы к ним.

Текст 1. Отрывок из текста Декларации прав человека и гражданина


«...Национальное собрание признают и объявляют... такие права человека и гражданина.

1. Люди рождаются свободными и равными в правах...

2. Целью всякого политического союза является сохранение естественных и неотъемлемых прав человека...

3. Источник всей верховной власти всегда находится в нации...

4. Свобода заключается в праве делать все, что не вредит другому...

5. Закон может запрещать лишь действия, наносящие ущерб обществу...

7. Никто не может быть обвинен, задержан или арестован иначе, как в случаях, определенных законом...

8. Закон должен устанавливать только суровые и очевидно необходимые наказания...

9. ...Человек считается невиновным до тех пор, пока его не объявят виновным...

10. Никто не должен беспокоиться за свои убеждения...

11 . Свободный обмен мнениями и убеждениями является одним из наиболее драгоценных прав человека...

13. ...Налоги должны быть распределены равномерно между гражданами согласно их средств.

17. Поскольку собственность есть незыблемое и священное право, то никто не может быть ее лишен, кроме тех случаев, когда того явно требует общественная необходимость...»

Текст 2. Конституция 1791 г.

Всемирная история: 9 кл.: Новая история (к. XVIII - п. XX ст.) / О. В. Гисем, А. О. Мартынюк, А. Л. Ольбішевський, В. М. Щербина. - К.: А.К.С., 2000. - С. 20-21.

«Отдел III
О государственной власти

2. ...Французская конституция устанавливает представительный образ правления; представителями являются Законодательное собрание и король.

4. Устанавливается монархический способ правления; исполнительная власть поручается королю и осуществляется от его имени министрами и другими ответственными должностными лицами...

Раздел 1. Часть II

2. Чтобы быть активным гражданином, надо родиться или стать французом, достигнув 25-летнего возраста. Прожить в городе или кантоне определенный законом срок. Платить в любом месте королевства прямой налог в размере не меньшем, чем стоимость трех рабочих дней. Не быть ничьим слугой. Быть внесенным в муниципалитете по месту жительства в списку Национальной гвардии. Принести гражданскую присягу на верность Конституции.

Раздел 2. Часть IV

1. Только королю принадлежит право назначения и смещения министров.

Раздел 3. Часть III

1. Декреты Законодательного собрания подаются королю, который может отказаться утвердить их...

Раздел 4

1. Верховная исполнительная власть находится исключительно в руках короля. Король является верховным главой всей администрации; ему доверено попечение о поддержании порядка и общественный покой. Король является верховным главой сухопутных и морских сил. Королю вверено попечение о внешней безопасности королевства, о поддержке в нем прав и владений отдельных лиц.

2. Король назначает послов и других дипломатических агентов отношений. Он назначает главнокомандующего армии и флота...»
ВОПРОСЫ:

С какой целью были приняты эти документы? 2. Какие идеи французских просветителей были воспроизведены в декларации прав человека и гражданина и Конституции 1791 г.? 3. Какие «естественные права» человека были предусмотрены в Декларации прав человека и гражданина ? 4. Как в Конституции реализовывалась идея просветителей о роз - разделение властей? 5. Сравните положение о гражданские права и свободы в декларации прав человека и гражданина» и Конституции 1791 г.

Сделайте вывод.

3 .Начало работы Законодательного собрания. Революционные войны


Деятельность Учредительного собрания происходила в условиях консолидации различных политических сил. Основной формой их организации стали политические клубы и салоны. Наиболее влиятельным был Якобинский политический клуб (был расположен в монастыре Св. Иакова), его членами были Мирабо, Робеспьер, Бриссо. После раскола якобинцев его конституционно-монархическое крыло (Лафайет, Барнав, брать Ламети) образует клуб фельянов (в монастыре ордена фельянов). Самым большим демократизмом отличался политический клуб кордильер, возглавляемый Дантоном, Маратом и Демуленом.

1 октября 1791 г. открылись Законодательное собрание, однако, учитывая, что депутатам Учредительного собрания было запрещено избираться в Законодательные собрания, его состав заметно обновился. Большинство принадлежало депутатам от торговой и промышленной буржуазии. Особого влияния приобрели жирондисты - группа депутатов от департамента Жиронда. Внутри Законодательного собрания распространялись противоречия. Король не мог решить внутренние проблемы в государстве. Обострилось внешнеполитическое положение Франции.

Работа с историческим источником

ознакомьтесь с документами и ответить на вопросы к ним.

Текст 3. Из речи М. Робеспьера в Национальном Конвенте о суде над королем 3 декабря 1792 г.

«Речь Не идет о том, чтобы вынести приговор обычному человеку или оправдать ее. Вам предстоит осуществить меры общественного спасения, акт государственной дальновидности...

Что надо осуществить... для укрепления республики, которая родилась? Следует глубоко укоренить в сердцах презрение к монархии и ошеломить всех сторонников короля... Людовик назвал мятежным французский народ и для того, чтобы наказать его, призвал армии тиранов, своих родственников. Победа и народ решили, что бунтовщиком был один, и вот почему Людовика нельзя судить, его уже осудили. Или осуждены, или республику признана виновной.

Предложение провести судебный процесс над Людовиком XVI в любой форме является возвращением к королевскому и конституционного деспотизма...

Действительно, если Людовик может быть предметом судопроизводства, Людовик может быть оправданным, он может быть признан невиновным... Если Людовика оправдают, что будет с революцией?

Если Людовик невиновен, все защитники свободы являются клеветниками... Людовик должен умереть, чтобы существовала отечество».

Вопрос

1. Как согласуется заявление Робеспьера с Декларацией прав человека и гражданина?

2. Какие аргументы выдвигает Робеспьер на пользу казни короля?

3. Как вы относитесь к требования казнить человека без суда и следствия? Можно ли оправдать человеческую смерть революционной необходимостью?

Текст 4. Казнь короля

«Барабаны бьют. «Замолчите!» - кричит король. Он восходит на эшафот не без промедления; на нем коричневый камзол, серые панталоны, белые чулки. Он снимает камзол и остается в белом фланелевому жилетке с рукавами. Палачи подходят к нему, чтобы связать его, он отталкивает их. Руки короля связаны, голова обнажена - роковая минута наступила. Он подходит к краю эшафота... лицо его пылает, и он говорит: «Французы, я умираю безвинно; говорю вам это с эшафота, готовясь предстать перед богом. Я прощаю своих врагов; желаю, чтобы Франция...» Барабаны заглушают голос осужденного.

«Палачи, выполняйте свою работу!» Кать, опасаясь быть убитыми, хватают несчастного Людовика; на эшафоте происходит отчаянная борьба одного против шестерых, и его привязывают наконец к доске.
Аббат Эджворт, наклонившись, шепчет ему: «Сын Святого Людовика, взойди на небеса!» Топор падает - жизнь короля прекратилось. Был понедельник 21 января 1793 года. Королю было тридцать восемь лет, четыре месяца и двадцать восемь дней. В самой Франции убийство короля раскололо всех друзей, а за ее пределами объединило всех врагов. Братство народов, революционная пропаганда, атеизм, цареубийство - полное разрушение социального порядка в мире. Все короли, сторонники королей и враги анархии
объединяются в коалицию, как для войны за собственную жизнь».

Вопрос

1. Оправдались ли надежды Мирабо на «революцию без крови и слез»? (нет..)

2. Как, по вашему мнению, повлияла казнь короля на внутреннюю и внешнеполитическую ситуацию во Франции? (да….)

Закрепим изученный материал.

письменно ответьте на проблемные вопросы урока, используя метод «Пресс».


- Могли революционные события во Франции XVIII в. избежать «злодеяния и слез»?

• Я считаю, что...

• Потому что...

• Например,...

• Таким образом,...

Домашнее задание

1. Прочитать соответствующий параграф учебника.

2. Закончить составление хронологической таблицы.

Категория: 9 класс | Добавил: Правитель_Бабаколэнда
Просмотров: 828 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz