Пятница, 27.06.2025, 21:32Приветствую Вас Гость | RSS
Донецкая школа № 64
Меню сайта
Категории раздела
9 класс [39]
10 класс [39]
11 класс [38]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов


Главная » Файлы » Дистанционное обучение 9-11 класс » 9 класс

Художественная культура урок 3
23.09.2014, 13:16

Художественная культура 9 кл

Тема 2. Визуальные искусства ( продолжение)

Урок 3. Графика. Живопись

Ответь на вопросы. Какие виды искусства вам знакомы?

  1. В чем состоит специфика пространственных (визуальных видов искусств)?
  2. Какие чувства у вас возникают во время встречи с произведениями живописи?
  3. Имеете ли вы дома репродукции известных картин? Каких именно?
  4. Какие картины вам нравятся?
  5. Кто ваш любимый художник? Назовите его картины. Почему они вам нравятся?
  6. Есть ли в нашем городе художественный музей? Произведения каких художников там представлены?
  7. Работают ли в нашем городе известные художники?

Живопись – вид изобразительного искусства, произведения которого возникают с помощью красок, которые наносятся на любую твердую поверхность.

В мировой истории искусств живопись часто занимала видное место. Эта ее роль в большей мере объясняется тем, что ни в каком другом виде искусства нельзя передать видимые явления мира, образ человека или природы в той мере, как в живописи. Более этого, эта полнота выражения внешнего видимого мира позволяет раскрыть  глубинное внутреннее содержание и смысл общественных явлений, духовную жизнь человека, его мысли, чувства.

Живопись, в отличие от других видов искусства, имеет цвет как  главное – художественное выразительное средство. 

Выразительные средства живописи -  цвет, рисунок, светотень, выразительность мазков, фактуры и композиции, которая позволяет передать на плоскости цветное богатство, объемность предмета, пространство и  глубину воздушной среды.

Художественные средства живописи

Цвет. Колорит – система соотношения цветных тонов, образующих определенное единство. Характер колорита связан с содержанием, общим замыслом произведения, с эпохой, стилем, индивидуальностью автора. Наука о цвете – колористика.

Исторически сложились две колористических тенденции:

а) Символическая (количественно-локальный цвет, с символическим значением);

б) Реалистическая (полноценная передача  цветной картины мира, использование валёра и рефлекса).

 Соответственно существует хроматическая шкала (представленная 10 основными цветами: красным, оранжевым, желтым, желто-зеленым, зеленым, зелено-голубым, голубым, синим, фиолетовым, багряным) и ахроматическая шкала (ряд серых тонов от чисто-белого до черного).

Основными цветами хроматической шкалы считаются те, которые существуют в природе в чистом виде (минералы): желтый, красный, синий. Все другие  создаются от смешивания основных тонов, которые мы воспринимаем в конкретных условиях. На наше восприятие цвета влияют:

-         освещение;

-         расстояние (воздушная прослойка);

-         цветовая среда.

  1. Тон – основной оттенок, обобщающий и покоряющий себе все цвета произведения и  тот, что сообщает колориту целостность.
  2. Валёр – оттенок тона, выражает определенное отношение света и тени. Каждый из оттенков тона находится в закономерном соотношении и представляет последовательную градацию света и тени в пределах цветов в зависимости от освещения.
  3. Рефлекс – возникает тогда, когда на предмет падает отблеск от окружающих предметов.
  4. Цветовое пятно (мазок) – основной технический прием, который позволяет передать богатство аспектов, содействует  пластической объемной лепке формы, передачи его материального характера и фактуры в соотнесении с цветом воспроизведения колористического реального мира. Характер мазка бывает  гладенький, воздержанный, нервный, разделенный.  Все это содействует многообразию  эмоциональной атмосферы, передачи непосредственного чувства и настроения, передачи отношения к изображенному.
  5. Перспектива – система изображений на плоскости объемных тел. Перспектива в живописи служит как для воспроизведения образа зримого мира, так и для толкования художественных образов, выражению той или другой концепции мира. Существует линейная перспектива, обратная, воздушная, ярусная, панорамная, купольная. Перспектива является неотъемлемой частью живописной композиции.
  6. Композиция в живописи  – это расположения фигур и предметов, цветных пятен и объемных масс с установленным центром зрения (перспективой). Различают три плана изображения:

-         Передний план, когда все предметы воспринимаются объемно с помощью светотени и контрастных окрасок.

-         Средний план  - смягчен. Строя перспективу художник ориентируется на центральную часть, где сходятся все главные линии.

-         Дальний, где  все изображается схематично, в дымке.

В зависимости от образа воплощения идейного замысла в живописи, как и в скульптуре,  существуют понятия станкового и монументального произведения.

Поисковое задание. По законам воздушной перспективы, в меру отдаления от зрителя (или от источника света) предметы постепенно теряют ясность и четкость абрисов, приобретая холодный оттеннок. Подумайте и определите как совокупность воздушной и линейной перспективы влияет на панорамность композиции?

Жанры живописи

1)    Портрет – это изображения человека или группы людей,  которые имеют черты сходства с теми, что  существуют в реальной действительности. Истинное рождение портрета как жанра можно датировать XV столетием, в эпоху Ренессанса. Создавая портрет, художник-живописец выявляет существенные, индивидуальные черты человека. Передача внешнего сходства обязательное требование жанра. Но, воссоздавая сходство  человека, художник всегда старается отыскать, раскрыть сущность его характера, проникнуть в бездонные глубины его внутреннего мира.

В живописных, графических портретах существуют разновидности, в зависимости от:

а) постановки – прямая (анфас),  в профиль (сбоку), в три четверти;

б) стиля и образа изображения модели – идеальный, реалистический, парадный;

в) количества изображаемых – персональный, двойной, групповой (семейный, корпоративный).

Собственный портрет художника, выполненный самим художником называется автопортретом.

Акт (ню) – это художественное изображение обнаженной фигуры – как женской, так и мужской.

Карикатура – это намеренное пародийное изображение лица, фигуры, события. В XVII столетии во Франции карикатура приобрела формы гротеска или так называемого каприччио.

Каприччио – это разного рода фантастические преувеличения, иногда нереальные изображения. В европейском искусстве XVIII столетиякаприччио на общественные темы выполнял большой мастер  – испанец Ф.Гойя.

2)    Натюрморт (с французского  «мертвая натура») – это продуманная композиция предметов быта или объектов животного или растительного мира, которая составляет сюжет художественного произведения.

Впервые произведения этого жанра появились в Голландии в начале XVII столетия. До этого жанр натюрморта как самостоятельный не существовал: в искусстве Средневековья и Ренессанса элементы натюрморта имели символическое значение, подчеркивая характеристики персонажей, которые изображались.

Главной особенностью натюрморта является то, что с помощью вещей художник отображает определенное видение фрагментов материального мира. Таким образом, художник будто вселяет в мертвые предметы новую жизнь. Присмотритесь внимательнее к известным произведениям этого жанра и вы заметите, что большинство из них содержит  информацию не только о вещах, но и об эпохе, быте, привычках их владельцев. Предметом изображения есть цветы, плоды, дичь, пища,  посуда, мебель, одежда, личные вещи.

Искусствоведение выделяет два основных типа натюрморта:

а) тот, в котором вещи будто сами рассказывают о себе, давая возможность зрителю знакомиться с их пластикой, цветом, взаиморасположением, фактурой;

б) тот, что больше рассказывает о самом владельце, которому они служат, но и иногда об образе целой эпохи.

3)    Пейзаж (с французского «страна, местность») жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа. Расцвет этого жанра датируется XVII веком в искусстве голландских художников.

Пейзажи классифицируют в зависимости от:

а) представленного мотива  -  архитектурные застройки, города («ведута» – местный, архитектурный пейзаж); естественный (морской «марина», равнинный, лесной, горный); сельский (объединяет архитектурный и естественный пейзажи).

б) отношение к изображаемой действительности – топографический, воображаемый.

4)    Бытовой жанр – один из традиционных жанров изобразительного искусства, который определяется кругом тем и сюжетов о повседневной жизни. Собственно бытовой жанр  получил свое историческое содержание и характерные формы лишь как явление светского станкового искусства. Галантные беседы, популярные рестораны и картины домашней жизни, теплое изображение домашнего быта, общественные отношения в бытовых ситуациях – это темы бытового жанра. Лучшие представители жанра: Оноре Домьє, Густав Курбе,  Г.Федотов, О.Г. Венецианов, И.С.Репин.

5)    Батальный жанр  связан с изображением битв, военных походов, разных боевых действий и эпизодов военной жизни. Появился в эпоху Возрождения. Один из лучших представителей жанра -  Тициан.

6)    Исторический жанр  посвящен историческим деятелям и событиям, которые есть общественно значимыми, и являются  явлением в истории человечества. Может входить в исторический мифологический жанр, как элемент других жанров: бытового, пейзажного, натюрморта.

7)    Мифологический жанр  посвящен героям и событиям, о которых рассказывается в мифах древних народов. Истоки этого жанра в античном и средневековом искусстве. Окончательно сформировался в эпоху Возрождения.

Материалы и техника

  1. Живопись масляными красками, имеет два способа: многослойный (лессировка), однослойный (аля-прима).
  2. Акварель – нанесение цвета на бумагу без белил, отличается прозрачностью и свежестью цвета.
  3. Гуашь – имеет густую консистенцию и большую плотность, непрозрачная.
  4. Темпера – краски разводят водой и готовят на  масляной смеси.
  5. Пастель – пишут цветным мелом бархатно-мягких тонов на серой бумаге.
  6. Фресковая живопись (монументальный) – цветной порошок разводят водой и наносят на сырую штукатурку, которая высыхая, крепко скрепляет цветной пласт.
  7. Мозаика – содержит вместо красок части смальты (стеклянный сплав), мрамор, камень, эмаль, керамику.

Графика. Художественные средства. Виды и жанры (промышленная, оригинальная, тиражная)

Любой человек, который даже не считает себя приверженцем искусства, встречается с графикой буквально на каждом шагу: то в виде книги, то газетной карикатуры, объявления, афиши, плаката. Но знают графику, являются истинными ценителями немного людей, даже среди тех, кто серьезно интересуется искусством. Графика часто ассоциируется с чем-то легким, даже несерьезным, не таким важным и ответственным, как, скажем, станковая или монументальная живопись.

Графика (с греческого  «пишу, рисую») – вид изобразительного пластического искусства. Как и живопись связана с изображением на плоскости: рисунок или оттиск наносится, как правило, на лист бумаги. Линия, контур, силуэт в этом искусстве играют главную роль.

Средства художественной выразительности графики

         Широко используется в графике пятно: ровно закрашенное, разное по цвету, форме, размеру, густоту, характеру тона. Все это позволяет пятну создать иллюзию объема, глубины, помогает точнее выразить реальность. Черно-белые рисунки не кажутся однотонными, потому что это объясняется тем, что каждый цвет, в том числе и черный, имеет множество оттенков.

Различие в градации цвета от темного до светлого выражается понятием тон. Художники ощущают тончайшую градацию одного и того же тона. Тон помогает передать качество предмета, его объем и другие свойства. Одноцветный (черно-белый) рисунок иногда называют «тоновым».

 Таким образом, линия, пятно, тон – основные выразительные средства в графике.

Разновидности графики:

Станковая графика

  1. Оригинальная графика (произведения выполняются в одном экземпляре на бумаге разными художественными материалами.
  2. Эстамп (с франц.   «оттиск») – вид графики, которая позволяет тиражировать произведение. На каждом авторском оттиске должны стоять его подпись и номер – 715 (седьмой из пятнадцати) или 7152 (седьмой из пятнадцати с исправлениями). В отличие от типографической продукции, форму для печати эстампу изготовляет сам автор. Эстамп делится на четыре вида:

а) высокая печать;

Высокая гравюра – самая старая среди всех видов эстампу. Она возникла от техники « набойки». Печать на бумаге появилась в Китае в VI - VII столетии.

Сначала для высокой гравюры на дереве использовали доски, распиленные вдоль  волокна. Такая техника называется продольной ксилографией. Чтобы заменить дерево в XX столетии художники обратились к линолеуму, так появилась линогравюра.

б) глубокая гравюра – офорт, гравюра на металле;

Второй по возрасту вид эстампа, она появилась середине XV столетия. В 1507 году Д.Хопфер изобрел химический способ для создания углубленной печатной формы – «офорт», что в переводе означает «азотная кислота». Таким образом, глубокую гравюру можно поделить на два вида: химического способа изготовления (офорт) и механического.  Плоская печать – литография, альграфия, офсет. трафаретная печать – шелкография. В шелкографии, печатной формой служит тонкая, но крепкая ткань, натянутая на раму.

Промышленная графика

С искусством книги связан особый жанр – экслибрис (с латинского – «из книг») – книжный знак, который указывает на владельца книги. Экслибрис наклеивался на внутренний бок книжного переплета или обложки. Книжные знаки гравировались на дереве, меди, линолеуме.

Виды:

- гербовый (XVI - XVII ст.)

- вензелевый (в орнамент входят инициалы владельца книги);

- сюжетный (составляется из архитектурных мотивов, атрибутов, эмблем, которые говорят о вкусах владельца книги).

К искусству книги входит:

-         Изготовление макета;

-         оформление;

-         иллюстрации.

 Известный украинский иллюстратор - В.Базилевич, мастера экслибриса – А.Дюрер, Лукас Кранаха, Франсуа Буш, Анри Матис, А.М.Бенуа.

Искусство плаката

Выделяют:

-         политический плакат;

-         зрелищный (театральный, киноплакат и т.д.);

-         рекламный плакат или «постер».

Для искусства графики характерна высокая степень социального отклика. На протяжении всей истории она живо реагировала на все коренные изменения в жизни общества, отвечала и сама стимулировала эстетические нужды человека.

  1. 1.     Обоснуйте ответ: «зависит ли художественный образ от  материала, техники выполнения, от жанровых особенностей визуального искусства.

Творческое задание

  1. Нарисовать профиль в технике силуэта.

Алгоритм выполнения силуэта:

  1. Сфотографировать себя или близкого человека в профиль и сделать фотографию.
  2. Сделать ксерокопию из фотографии.
  3. Скрепить ксерокопию и черную бумагу стиплером, чтобы они не сдвинулись.
  4. Вырезать по контуру профиль.
  5. Наклеить на белую бумагу. Сделать рамку в форме овала с вензелями.
Категория: 9 класс | Добавил: Правитель_Бабаколэнда
Просмотров: 1376 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz