Художественная культура 9 кл
Тема 2. Визуальные искусства ( продолжение)
Урок 3. Графика. Живопись
Ответь на вопросы. Какие виды искусства вам знакомы?
- В чем состоит специфика пространственных (визуальных видов искусств)?
- Какие чувства у вас возникают во время встречи с произведениями живописи?
- Имеете ли вы дома репродукции известных картин? Каких именно?
- Какие картины вам нравятся?
- Кто ваш любимый художник? Назовите его картины. Почему они вам нравятся?
- Есть ли в нашем городе художественный музей? Произведения каких художников там представлены?
- Работают ли в нашем городе известные художники?
Живопись – вид изобразительного искусства, произведения которого возникают с помощью красок, которые наносятся на любую твердую поверхность.
В мировой истории искусств живопись часто занимала видное место. Эта ее роль в большей мере объясняется тем, что ни в каком другом виде искусства нельзя передать видимые явления мира, образ человека или природы в той мере, как в живописи. Более этого, эта полнота выражения внешнего видимого мира позволяет раскрыть глубинное внутреннее содержание и смысл общественных явлений, духовную жизнь человека, его мысли, чувства.
Живопись, в отличие от других видов искусства, имеет цвет как главное – художественное выразительное средство.
Выразительные средства живописи - цвет, рисунок, светотень, выразительность мазков, фактуры и композиции, которая позволяет передать на плоскости цветное богатство, объемность предмета, пространство и глубину воздушной среды.
Художественные средства живописи
Цвет. Колорит – система соотношения цветных тонов, образующих определенное единство. Характер колорита связан с содержанием, общим замыслом произведения, с эпохой, стилем, индивидуальностью автора. Наука о цвете – колористика.
Исторически сложились две колористических тенденции:
а) Символическая (количественно-локальный цвет, с символическим значением);
б) Реалистическая (полноценная передача цветной картины мира, использование валёра и рефлекса).
Соответственно существует хроматическая шкала (представленная 10 основными цветами: красным, оранжевым, желтым, желто-зеленым, зеленым, зелено-голубым, голубым, синим, фиолетовым, багряным) и ахроматическая шкала (ряд серых тонов от чисто-белого до черного).
Основными цветами хроматической шкалы считаются те, которые существуют в природе в чистом виде (минералы): желтый, красный, синий. Все другие создаются от смешивания основных тонов, которые мы воспринимаем в конкретных условиях. На наше восприятие цвета влияют:
- освещение;
- расстояние (воздушная прослойка);
- цветовая среда.
- Тон – основной оттенок, обобщающий и покоряющий себе все цвета произведения и тот, что сообщает колориту целостность.
- Валёр – оттенок тона, выражает определенное отношение света и тени. Каждый из оттенков тона находится в закономерном соотношении и представляет последовательную градацию света и тени в пределах цветов в зависимости от освещения.
- Рефлекс – возникает тогда, когда на предмет падает отблеск от окружающих предметов.
- Цветовое пятно (мазок) – основной технический прием, который позволяет передать богатство аспектов, содействует пластической объемной лепке формы, передачи его материального характера и фактуры в соотнесении с цветом воспроизведения колористического реального мира. Характер мазка бывает гладенький, воздержанный, нервный, разделенный. Все это содействует многообразию эмоциональной атмосферы, передачи непосредственного чувства и настроения, передачи отношения к изображенному.
- Перспектива – система изображений на плоскости объемных тел. Перспектива в живописи служит как для воспроизведения образа зримого мира, так и для толкования художественных образов, выражению той или другой концепции мира. Существует линейная перспектива, обратная, воздушная, ярусная, панорамная, купольная. Перспектива является неотъемлемой частью живописной композиции.
- Композиция в живописи – это расположения фигур и предметов, цветных пятен и объемных масс с установленным центром зрения (перспективой). Различают три плана изображения:
- Передний план, когда все предметы воспринимаются объемно с помощью светотени и контрастных окрасок.
- Средний план - смягчен. Строя перспективу художник ориентируется на центральную часть, где сходятся все главные линии.
- Дальний, где все изображается схематично, в дымке.
В зависимости от образа воплощения идейного замысла в живописи, как и в скульптуре, существуют понятия станкового и монументального произведения.
Поисковое задание. По законам воздушной перспективы, в меру отдаления от зрителя (или от источника света) предметы постепенно теряют ясность и четкость абрисов, приобретая холодный оттеннок. Подумайте и определите как совокупность воздушной и линейной перспективы влияет на панорамность композиции?
Жанры живописи
1) Портрет – это изображения человека или группы людей, которые имеют черты сходства с теми, что существуют в реальной действительности. Истинное рождение портрета как жанра можно датировать XV столетием, в эпоху Ренессанса. Создавая портрет, художник-живописец выявляет существенные, индивидуальные черты человека. Передача внешнего сходства обязательное требование жанра. Но, воссоздавая сходство человека, художник всегда старается отыскать, раскрыть сущность его характера, проникнуть в бездонные глубины его внутреннего мира.
В живописных, графических портретах существуют разновидности, в зависимости от:
а) постановки – прямая (анфас), в профиль (сбоку), в три четверти;
б) стиля и образа изображения модели – идеальный, реалистический, парадный;
в) количества изображаемых – персональный, двойной, групповой (семейный, корпоративный).
Собственный портрет художника, выполненный самим художником называется автопортретом.
Акт (ню) – это художественное изображение обнаженной фигуры – как женской, так и мужской.
Карикатура – это намеренное пародийное изображение лица, фигуры, события. В XVII столетии во Франции карикатура приобрела формы гротеска или так называемого каприччио.
Каприччио – это разного рода фантастические преувеличения, иногда нереальные изображения. В европейском искусстве XVIII столетиякаприччио на общественные темы выполнял большой мастер – испанец Ф.Гойя.
2) Натюрморт (с французского «мертвая натура») – это продуманная композиция предметов быта или объектов животного или растительного мира, которая составляет сюжет художественного произведения.
Впервые произведения этого жанра появились в Голландии в начале XVII столетия. До этого жанр натюрморта как самостоятельный не существовал: в искусстве Средневековья и Ренессанса элементы натюрморта имели символическое значение, подчеркивая характеристики персонажей, которые изображались.
Главной особенностью натюрморта является то, что с помощью вещей художник отображает определенное видение фрагментов материального мира. Таким образом, художник будто вселяет в мертвые предметы новую жизнь. Присмотритесь внимательнее к известным произведениям этого жанра и вы заметите, что большинство из них содержит информацию не только о вещах, но и об эпохе, быте, привычках их владельцев. Предметом изображения есть цветы, плоды, дичь, пища, посуда, мебель, одежда, личные вещи.
Искусствоведение выделяет два основных типа натюрморта:
а) тот, в котором вещи будто сами рассказывают о себе, давая возможность зрителю знакомиться с их пластикой, цветом, взаиморасположением, фактурой;
б) тот, что больше рассказывает о самом владельце, которому они служат, но и иногда об образе целой эпохи.
3) Пейзаж (с французского «страна, местность») – жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа. Расцвет этого жанра датируется XVII веком в искусстве голландских художников.
Пейзажи классифицируют в зависимости от:
а) представленного мотива - архитектурные застройки, города («ведута» – местный, архитектурный пейзаж); естественный (морской «марина», равнинный, лесной, горный); сельский (объединяет архитектурный и естественный пейзажи).
б) отношение к изображаемой действительности – топографический, воображаемый.
4) Бытовой жанр – один из традиционных жанров изобразительного искусства, который определяется кругом тем и сюжетов о повседневной жизни. Собственно бытовой жанр получил свое историческое содержание и характерные формы лишь как явление светского станкового искусства. Галантные беседы, популярные рестораны и картины домашней жизни, теплое изображение домашнего быта, общественные отношения в бытовых ситуациях – это темы бытового жанра. Лучшие представители жанра: Оноре Домьє, Густав Курбе, Г.Федотов, О.Г. Венецианов, И.С.Репин.
5) Батальный жанр связан с изображением битв, военных походов, разных боевых действий и эпизодов военной жизни. Появился в эпоху Возрождения. Один из лучших представителей жанра - Тициан.
6) Исторический жанр посвящен историческим деятелям и событиям, которые есть общественно значимыми, и являются явлением в истории человечества. Может входить в исторический мифологический жанр, как элемент других жанров: бытового, пейзажного, натюрморта.
7) Мифологический жанр посвящен героям и событиям, о которых рассказывается в мифах древних народов. Истоки этого жанра в античном и средневековом искусстве. Окончательно сформировался в эпоху Возрождения.
Материалы и техника
- Живопись масляными красками, имеет два способа: многослойный (лессировка), однослойный (аля-прима).
- Акварель – нанесение цвета на бумагу без белил, отличается прозрачностью и свежестью цвета.
- Гуашь – имеет густую консистенцию и большую плотность, непрозрачная.
- Темпера – краски разводят водой и готовят на масляной смеси.
- Пастель – пишут цветным мелом бархатно-мягких тонов на серой бумаге.
- Фресковая живопись (монументальный) – цветной порошок разводят водой и наносят на сырую штукатурку, которая высыхая, крепко скрепляет цветной пласт.
- Мозаика – содержит вместо красок части смальты (стеклянный сплав), мрамор, камень, эмаль, керамику.
Графика. Художественные средства. Виды и жанры (промышленная, оригинальная, тиражная)
Любой человек, который даже не считает себя приверженцем искусства, встречается с графикой буквально на каждом шагу: то в виде книги, то газетной карикатуры, объявления, афиши, плаката. Но знают графику, являются истинными ценителями немного людей, даже среди тех, кто серьезно интересуется искусством. Графика часто ассоциируется с чем-то легким, даже несерьезным, не таким важным и ответственным, как, скажем, станковая или монументальная живопись.
Графика (с греческого «пишу, рисую») – вид изобразительного пластического искусства. Как и живопись связана с изображением на плоскости: рисунок или оттиск наносится, как правило, на лист бумаги. Линия, контур, силуэт в этом искусстве играют главную роль.
Средства художественной выразительности графики
Широко используется в графике пятно: ровно закрашенное, разное по цвету, форме, размеру, густоту, характеру тона. Все это позволяет пятну создать иллюзию объема, глубины, помогает точнее выразить реальность. Черно-белые рисунки не кажутся однотонными, потому что это объясняется тем, что каждый цвет, в том числе и черный, имеет множество оттенков.
Различие в градации цвета от темного до светлого выражается понятием тон. Художники ощущают тончайшую градацию одного и того же тона. Тон помогает передать качество предмета, его объем и другие свойства. Одноцветный (черно-белый) рисунок иногда называют «тоновым».
Таким образом, линия, пятно, тон – основные выразительные средства в графике.
Разновидности графики:
Станковая графика
- Оригинальная графика (произведения выполняются в одном экземпляре на бумаге разными художественными материалами.
- Эстамп (с франц. «оттиск») – вид графики, которая позволяет тиражировать произведение. На каждом авторском оттиске должны стоять его подпись и номер – 715 (седьмой из пятнадцати) или 7152 (седьмой из пятнадцати с исправлениями). В отличие от типографической продукции, форму для печати эстампу изготовляет сам автор. Эстамп делится на четыре вида:
а) высокая печать;
Высокая гравюра – самая старая среди всех видов эстампу. Она возникла от техники « набойки». Печать на бумаге появилась в Китае в VI - VII столетии.
Сначала для высокой гравюры на дереве использовали доски, распиленные вдоль волокна. Такая техника называется продольной ксилографией. Чтобы заменить дерево в XX столетии художники обратились к линолеуму, так появилась линогравюра.
б) глубокая гравюра – офорт, гравюра на металле;
Второй по возрасту вид эстампа, она появилась середине XV столетия. В 1507 году Д.Хопфер изобрел химический способ для создания углубленной печатной формы – «офорт», что в переводе означает «азотная кислота». Таким образом, глубокую гравюру можно поделить на два вида: химического способа изготовления (офорт) и механического. Плоская печать – литография, альграфия, офсет. трафаретная печать – шелкография. В шелкографии, печатной формой служит тонкая, но крепкая ткань, натянутая на раму.
Промышленная графика
С искусством книги связан особый жанр – экслибрис (с латинского – «из книг») – книжный знак, который указывает на владельца книги. Экслибрис наклеивался на внутренний бок книжного переплета или обложки. Книжные знаки гравировались на дереве, меди, линолеуме.
Виды:
- гербовый (XVI - XVII ст.)
- вензелевый (в орнамент входят инициалы владельца книги);
- сюжетный (составляется из архитектурных мотивов, атрибутов, эмблем, которые говорят о вкусах владельца книги).
К искусству книги входит:
- Изготовление макета;
- оформление;
- иллюстрации.
Известный украинский иллюстратор - В.Базилевич, мастера экслибриса – А.Дюрер, Лукас Кранаха, Франсуа Буш, Анри Матис, А.М.Бенуа.
Искусство плаката
Выделяют:
- политический плакат;
- зрелищный (театральный, киноплакат и т.д.);
- рекламный плакат или «постер».
Для искусства графики характерна высокая степень социального отклика. На протяжении всей истории она живо реагировала на все коренные изменения в жизни общества, отвечала и сама стимулировала эстетические нужды человека.
- 1. Обоснуйте ответ: «зависит ли художественный образ от материала, техники выполнения, от жанровых особенностей визуального искусства.
Творческое задание
- Нарисовать профиль в технике силуэта.
Алгоритм выполнения силуэта:
- Сфотографировать себя или близкого человека в профиль и сделать фотографию.
- Сделать ксерокопию из фотографии.
- Скрепить ксерокопию и черную бумагу стиплером, чтобы они не сдвинулись.
- Вырезать по контуру профиль.
- Наклеить на белую бумагу. Сделать рамку в форме овала с вензелями.
|