Художественная культура 9 кл
Тема 2. Визуальные искусства
Урок 2. Архитектура. Виды, художественные средства. Скульптура.
На протяжении многих столетий архитектурные объекты служили человеку не только для работы, обучение, отдыха, но и несли в себе другие важные качества: формировали представление о красоте, вызвали определенные чувства и настроение. Красота архитектурных сооружений воспевала в художественных произведениях, но мало кто при этом упоминал огромную работу зодчего. В процессе поиска и разработки идеи архитекторы старались отыскать гармоничное объединение строительных и декоративных элементов.
Архитектура – это искусство проектирования, здания объектов, которые оформляют пространственную среду для жизни в сфере материальной и духовной культуры. Планирование и застройка городов и населенных пунктов составляет особую область – градостроительство. Часто архитектурные сооружения дополняет естественный дизайн, который создает садово-парковое искусство.
На протяжении своего развития архитектура создала разные типы сооружений, оперируя большим количеством средств архитектурно-художественной выразительности, которые отображены в архитектурном наследстве разных эпох и народов, отражая их быт, традиции национальной культуры, уровень техники, преимущество тех или других строительных ландшафтов.
Архитектура, декоративно-прикладное искусство, скульптура. Живопись и графика за целым рядом своих морфологических признаков объединены в особое семейство искусств – пространственных, их еще называют пластическими. Архитектонические виды искусств - архитектура, декоративно-прикладное искусство, дизайн. Скульптура, живопись и графика непосредственно воплощают не впечатление от предметов ( как литература), но сходство самых предметов. Архитектура – составляет одну из самых важных областей материальной культуры, в то же время, некоторые элементы имеют отношение к духовной сфере культуры, формируют эстетичное окружение человека, предметно-пространственную среду его жизнедеятельности.
Ответь на вопросы:
- Назови типы архитектурных сооружений в нашем районе?
- Все ли перечисленные сооружения можно отнести к произведениям искусства?
- Одинаковые ли чувства вызывают у тебя разные сооружения? Почему?
Архитектура возникшая вследствие общественной потребности. В начальный период истории человечества резни труду и бытовые процессы проходили в непосредственно естественной среде, то есть под открытым небом. Со временем человек научился создавать так называемая архитектурная среда, которой было ограниченно не только стенами и крышей, но и имело нужную форму. Создавая искусственную среду как материальное окружение людской деятельности, человек добивался того, лишь бы она удовлетворяла как материальные так и духовные нужды общества.
Простанственно-временной характер архитектуры говорит о родственности ее с временным искусством. Произведения архитектуры требуют постепенного обзора изнутри и извне. Низкие или высокие двери, большие и маленькие окна, каменные или деревянные стены и другие элементы создают архитектуру, как слияние разных звуков создают музыку. В этих двух искусств много общего. Недаром архитектуру называют застывшей музыкантом.
Для рождения архитектуры необходимые три условия:
- Образ сооружения.
- Идея его стойкости.
- Включение в ландшафт.
К основным типам архитектурных сооружений относятся:
- Жилье.
- Административное и общественное здания ( театры, музеи, школы, стадионы, больницы).
- Культовые сооружения, фортификационные, промышленные и транспортные застройки.
- Инженерно-технические сооружения ( акведуки, мосты, башни, запруды).
Объектом архитектурного творчества есть:
- Все сооружение или группа в целом.
- Размещение группы зданий.
- Расположение отдельных помещений внутреннего пространства строения (план).
- Внешний вид строения и каждого с его фасадов.
- Композиция и внутреннее обрамление интерьера.
Стиль в архитектуре – объединение образной системы, средств художественной выразительности. Что являются характерными для искусства определенного периода.
(Иллюстративный материал относительно стилевых особенностей нужно рассматривать во время изложения учебного материала).
Выделяют:
1. Античный стиль.
2. Романский стиль.
3. Готический стиль.
4. Ренессансный стиль.
5. Барочный стиль.
6.Классицизм
7. Ампир.
8. Конструктивизм.
Творческое задание.
Архитектор, когда работает над архитектурным проектом, всегда делает макет из картона и бумаги. Сделай работу в любой технике или нарисуй архитектурный пейзаж.
Алгоритм выполнения акварельного пейзажа:
- Подготовить бумагу: нанести фон в технике по-влажному;
- Нарисовать силуэты сооружений карандашом;
- Дорисовать пейзаж и сооружения материалами по выбору в собственной технике (цветные ручки, восковые карандаши, акварель, гуашь, черная туш).
Скульптура.
Слово «скульптура» сначала означало высекания, вырубание фигур из твердого материала. Со временем, этим понятием стали называть произведения сделанные с помощью лепки.
В живописи или графике, изображая человека, художник воссоздает окружающее окружающую среду, обстановку. Воздух, пространство, размытые окружающие предметы принимают участие в формировании образа, который создает художник.
В скульптуре этой возможности художник полностью лишен, здесь все должны быть выражено самой фигурой, ее движением.
Как правило, объектом изображения в скульптуре есть:
- человек;
- животное;
- безжизненный предмет.
Объемная скульптурная форма строится в реальном пространстве по законам гармонии, ритма, равновесия, взаимодействия с окружающей архитектурной или естественной средой и на основе анатомической особенности той или другой модели.
Скульптуру классифицируют в зависимости от:
1. Назначение:
- Монументальная скульптура ( является компонентом архитектурной композиции, адресованная массовому зрителю, размещается в общественных местах, в интерьерах общественных учреждений; отличается величественностью, весомым идейным содержанием, имеет обобщенные формы);
- Декоративная скульптура;
- Станковая скульптура (независимая от окружения, носит камерный характер, размещается в залах выставок; в изображении внимание сосредоточивается на тонких нюансах, движении, которое отображает внутренний мир модели и впечатление художника).
2. Характера передачи объема :
а) Круглая ( свободно размещается в пространстве, требует обзора по кругу).
- глава
- торс (изображение по пояс);
- бюст (погрудное изображение);
- статуя (изображение в полный рост);
- скульптурная группа;
б) Рельеф – объемное изображение развернутое на плоскости и частично выступающее (или углубленное в нее).
Выступающий рельеф разделяют на низкий – барельеф и высокий – горельєф.
Барельеф – это вид плоскостной скульптуры, в котором изображение выступает над плоскостью менее чем на половину объема.
Горельєф – это вид плоскостной скульптуры, в котором изображение выступает над плоскостью более чем на половину объема.
Существует разновидность углубленного рельефа – контррельєф.
Контррельєф – это вид плоскостной скульптуры, в котором изображения углубляется в плоскость.
- 1. Характер постановки фигуры:
- Фронтальная; Статическая; Динамическая.
- 2. Характер моделирования поверхности:
- обобщенная; гладкая; не гладкая;
- 3. Материал и технологии:
- мраморная; глиняная; гипсовая; металлическая; костяная и т.д.
Основное художественное средство скульптуры – реальный касательный объем, цвет применяется в ней ограниченно и условно.
Камень и дерево нуждаются в большом обобщении, бронза и медь позволяют небольшую детализацию. Мрамор имеет свойство поглощать свет у себя на 8 см, от того создается впечатление, что скульптура светится.
Любая скульптура, которая требует сложной техники выполнения, как правило, выполняется сначала в глине: она более пластичная, недорогая.
Задание:
- Представьте. Вы работаете в административной службе, которая должна выбрать проекты для создания скульптуры известного исторического деятеля современности, известного писателя современности, и выдающегося события современности. Вы должны предложить идею, выбрать прообраз, выразительные средства для создания художественных образов, форму скульптурного проекта, выбрать исполнителей проекта. Форму ответа выбираете лично.
-
- Ответить письменно:
- Назовите 7 архитектурных произведений искусства, которые бы вы отнесли к чудесам света. Укажите страны где они расположены.
- Назовите фамилии 7 скульптуров, название их произведений, которые вы считаете наилучшими.
- Составьте аналитическую таблицу, где нужно сравнить древнеегипетскую и древнеиндийскую архитектуру и скульптуру. Укажите, что наиболее повлияло на развитие и становление искусства этих стран. Назовите известнейшие памятники искусства обеих стран. Укажите выразительные средства, которые прибавляют искусству страны личностную сущность.
- Установите, здания каких архитектурных стилей сохранились в вашем городе.
- Сделайте сравнительный анализ старых и современных зданий в вашей местности. В чем их различие?
|