Информатика
Учебник : Інформатика 9 клас
Ривкинд И.Я., Лысенко Т.И., Черникова Л.А., Шакотько В.В.
Язык: Русский, на сайте школы доступна ссылка электронной версии учебника.
Урок № 3
Тема
Типова архітектура персонального комп`ютера . Класифікація та призначення апаратних засобів : пристроїв введення, виведення, зберігання та обробки інформації.
Самостоятельно небходимо начать изучение главы № 2 учебника (страницы 37-39), предварительно (в качестве повторения материала) дав письменные ответы в тетроди на следующие вопросы :
- 1. Какие вы знаете информационные процессы? В чем суть каждого из них?
.
- 2. Что такое информационная система? Назовите ее составляющие.
- 3. Какая роль компьютеров в современных информационных системах?
- 4. Назовите единицы измерения длины двоичного кода.
- 5. Назовите современные носители сообщений
Прошу обратить особое внимание на принципы функционирования современных компьютеров (Рисунок в учебнике 2.2) :
Принцип двоичного кодирования - заключается в том, что все данные подаются в виде двоичных кодов.
Принцип программного управления заключается в том, что все операции обработки данных осуществляются в соответствии с программами, которые размещаются в памяти компьютера.
Принцип адресности заключается в такой организации памяти компьютера, при которой процессор может непосредственно обратиться к данным, размещенным в любой части памяти. При этом каждая минимальная часть памяти (ячейка памяти) имеет уникальное имя - адрес.
Также , следует обратить внимание на аппаратное обеспечение информационных систем :
Принцип однородности памяти заключается в том, что все данные, в том числе и программы, сохраняются в одном и том же устройстве памяти.
Со временем принципы построения компьютера развивались, приобретали
новое содержание, дополнялись. Так, в ходе разработок компьютеров в конце
70-х годов XX в. и особенно во время создания первого персонального компью-
тера корпорации IBM, так называемого IBiyi PC (1981 г.), был сформулирован
магистрально-модульный принцип, который предусматривает что:
• данные между отдельными устройствами компьютера передаются по общей
магистрали - системной шине , в которой выделяют три отдельные шины:
шину данных, шину команд и шину адресов,
•компьютер состоит из отдельных блоков - модулей, каждый из которых выполняет
определенные функции. Это дает возможность свести модернизацию или ремонт
компьютера к замене отдельных модулей. Так, можно заменить процессор, блоки
памяти, монитор на аналогичные или на устройства с улучшенными значениями свойств.
Компьютеры, которые работают на основе названных принципов, имеют так называемую
фоннеймановскую архітектуру.
Урок № 4
Тема
Класифікація та основні характеристики процесорів. Принцип дії та основні характеристики найбільш поширених видів запам`ятовучих пристроїв : дискових накопичувачів, оперативної та флеш – пам`яті.
Самостоятельно прошу ознакомится и законспектировать в рабочую тетрадь понятие о
компьютерном Процессоре (страница 39 учебника) , а также рассмотреть
Таблицу 2.1 «Основные свойства процессоров»
Процессор вставляется в специальное место - сокет (англ. Socket - гнездо, розетка) на системной (материнской) плате (в учебнике рис. 2.6), которая, в свою очередь, размещается в системном блоке.
Самостоятельно прошу ознакомится и законспектировать в рабочую тетрадь значения свойств первого и современного микропроцессоров (страницы 40-41учебника, таблица 2.2).
Далее следует обратить внимание на такое понятие как : Память компьютера.
Одной из основных составляющих компьютера является его память. Она предназначена для хранения данных. Ее разделяют на внутреннюю и внешнюю ( смотри рисунок 2.8 на стр.41)
Память разделяют также на энергозависимую (все виды внутренней памяти, кроме постоянной) и энергонезависимую (все виды внешней памяти и постоянная память). Данные из энергозависимой памяти исчезают при выключении питания компьютера.
Основными свойствами памяти являются:
*емкость
- максимальная длина двоичного кода, которую можно разместить в памяти, например 320 Гбайт;
*скорость считывания и записи данных
- длина двоичного кода, которую можно считать (записать) за единицу времени, например
120 Кбайт в секунду.
При самостоятельном изучении (конспектировании) страниц 42- 46 учебника прошу обратить внимание на такие понятия как «Внутренняя память компьютера» и что к ней относится и
«Внешняя память компьютера» - для чего она предназначена и чем характеризуется каждый ее вид. Таблица 2.3 «Носители и способы записи данных в устройствах внешней памяти» и
таблица 2.4 «Виды оптических дисков» должны быть обязательно осмыслены и записаны в тетрадь.
Следует обратить внимание на самый распространенный вид внешней памяти :
Флэш-память (рис. 2.13 в учебнике) (англ.flash - вспышка) свое название получила вследствие более высокой, по сравнению с другими видами внешней памяти, скорости считывания/записи данных
(3-10 Мбайт в секунду). Этот вид памяти реализован на полупроводниковых (электронных) элементах, которые способны хранить данные длительное временя при отсутствии питания.
Устройства флэш-памяти могут хранить значительные объемы данных (до 32 Гбайт и больше).
Память на основе флэш-технологии широко используется в переносных устройствах - цифровых фото- и видеокамерах, цифровых плеерах, диктофонах, карманных компьютерах, мобильных телефонах и т. д.
В последнее время приобретают все большее распространение, особенно в мобильных компьютерах, так называемые флэш-диски (рис. 2.14 учебника) - устройства, которые используют флэш-технологию считывания и записи данных. Они имеют емкость 64 Гбайт и больше. Эти устройства обеспечивают более высокую скорость считывания и записи данных (45-60 Мбайт в секунду) по сравнению с жесткими дисками (10-15 Мбайт в секунду), но пока еще дорого стоят.
ПРОВЕРТЕ СЕБЯ :
1°. Назовите устройства, которые входят в состав персонального компьютера. Объясните их назначение.
2°. Что такое архитектура компьютера?
3. Опишите работу компьютера, используя схему, представленную на рисунке 2.2.
4.Назовите принципы функционирования современных компьютеров. „
5*. Объясните принципы организации работы компьютера по фон Нейману.
6°. Назовите составляющие процессора.
7°. Назовите основные свойства процессоров.
8°. Какую разрядность и тактовую частоту имеют современные процессоры?
9*.Опишите свойства современных процессоров.
10°.Назовите виды памяти компьютера.
11*. Какие программы размещают в постоянной памяти? Каково их назначение
12*. Назовите виды внутренней памяти и охарактеризуйте каждый из них.
13*. Объясните, почему оперативную память называют памятью с произвольным доступом.
14*. Назовите виды внешней памяти и охарактеризуйте каждый из них.
15*. Опишите строение жесткого диска.
16°. Какие виды памяти используют электронный способ хранения данных; магнитный способ хранения данных?
17. Какая емкость современных Blu-ray дисков? Для записи данных какого вида они в основном используются?
18°. Какие устройства памяти хранят данные только до выключения компьютера?
19*. Какая память называется энергонезависимой? Объясните отличие между энергозависимой и энергонезависимой
памятью. Приведите примеры.
ТРЕБУЕТСЯ ПИСЬМЕННО ВЫПОЛНИТЬ ЗАДАНИЯ :
1*. Найдите нужную информацию и составьте сравнительную таблицу значений свойств последних моделей
процессоров Intel и AMD для персональных компьютеров.
2*. Используя каталоги или ценовые предложения компьютерных магазинов, определите значения свойств
процессоров, которые доступны на рынке компьютеров вашего региона.
3*. Проанализируйте таблицу 2.2. Выполняется ли прогноз Мура об удвоении количества полупроводниковых
элементов в составе микросхем за один год?
4*. Составьте сравнительную таблицу внешней и внутренней памяти компьютера по емкости и способам записи.
5*. Упорядочьте известные вам носители данных по уменьшению их емкости.
6*. Подготовьте схему классификации видов памяти по продолжительностихранения данных.
7*. Подготовьте сообщение на тему «Что сдерживает широкое использование флэш-дисков в персональных
компьютерах?
|