Учебник : Інформатика 9 клас
Ривкинд И.Я., Лысенко Т.И., Черникова Л.А., Шакотько В.В.
на сайте школы доступна ссылка электронной версии учебника.
Здравствуйте, дорогие ребята !
Предлагаю уделить время информатике.
В электронном варианте учебника внимательно прочитайте обращение авторов (страницы 3-4), в котором рассказывается как правильно пользоваться данным учебным пособием, а также приведена расшифровка условных обозначений, применяемых при изложении материала.
Урок 1-2
Необходимо самостоятельно изучить из главы 1 «Информация. Информационные процессы и системы » учебника :
1) Параграф 1.1 «Сообщения, информация, шум. Информационные процессы».
(Страницы 4-19)
Законспектировать в тетрадь этот параграф , ответить на вопросы и выполнить в тетради задания :
1°. Назовите, каким способом представляют сообщение:
а) диктор телевидения; г) горнист в детском лагере отдыха;
б) матрос-сигнальщик на флоте; д) учитель родителям.
в) указатели в парке отдыха;
2°. Назовите, каким способом представляют сообщение:
а) школьный звонок; д) милиционер-регулировщик.
б) таблички с номерами кабинетов в школе;
в) разметка пешеходного перехода на улице;
г) дежурная на железнодорожном вокзале;
3*. Распределите сообщения по способу их представления (результат представьте
в виде таблицы):
а) письмо в редакцию журнала; и) видеофильм об экскурсии;
б) обозначение пешеходного перехода; й) звонок в театре;
в) лай собаки; к) рассказ учителя.
г) балетный спектакль;
д) реклама циркового представления;
е) автомобильные поворотные сигналы;
ж) диаграмма добычи угля в Украине за последние 3 года;
з) формула зависимости расстояния от скорости и времени;
4*. Распределите сообщения по способу их восприятия (результат представьте
в виде таблицы):
а) сладкая конфета; б) мягкая игрушка;
в) громкая музыка; е) теплый песок;
г) голубое небо; ж) пахучее сено.
д) твердый орех;
5*. Дайте ответ на вопрос, используя разные способы представления сообщений.
а) Который час? б) Как пройти в библиотеку?
6°. Определите, о каких информационных процессах идет речь:
а) вы пишете сочинение; г) утром вас будит будильник;
б) вы смотрите кинофильм; д) врач ставит диагноз больному.
в) вы читаете письмо;
7. Найдите информацию и подготовьте сообщение о получении и передаче
сообщений животными и растениями.
8*. Назовите причины, по которым каждое из следующих сообщений несет
для вас шум:
а) Василий не выучил урок. г) 2 + 3 = 6.
б) Счет матча 2 : 0.
в) Следствием постулатов СТО являются преобразования Лоренца.
9. Укажите, какие процессы относятся к хранению сообщений; передаче
сообщений; обработке сообщений; защите сообщений:
а) съемка кинофильма; и) рассуждения;
б) телефонный разговор; й) фотографирование;
в) ксерокопирование; к) ведение Конспекта урока;
г) ответ ученика; л) показ пантомимы;
д) написание письма; м) отправка письма;
е) установление паролей; н) ведение дневника;
ж) выполнение контрольной работы; о) шифрование сообщений;
з) создание резервных копий данных; п) подведение итогов семестра.
10*. Некоторое устройство получает два числа, обрабатывает их и выдает результат.
Сформулируйте правило обработки чисел:
11*. Составьте кроссворд, в котором использовались бы слова информация,
сообщение, зрение, жест, вкус, телевизор, светофор.
12*. Подготовьте сообщение о том, как вы осуществляете информационные
процессы в своей учебной деятельности; как их осуществляют ваши
родители.
13.Напишите небольшое сочинение-фантазию «Информационные процессы
будущего».
14*. Заполните пропуски:
а) 5 байт = ___бит; в) 10 Кбайт = _____бит;
б) 100 байт =_____ бит; г) 32 бит =____байт.
15*. Заполните пропуски:
а) 2 байт =____ бит; в) 2 Кбайт =___ байт;
б) 10 байт =____ бит; г) 512 бит =____байт.
16. Определите, чему приближенно равна длина двоичного кода, если
закодировать текст одной страницы вашей тетради по украинскому
языку, используя таблицу кодов Windows—1251.
18
№ I
число
II
число
Результат
1 3 5 8
2 12 10 22
3 -2 2 0
4 4 30 34
5 3 0 3
№ I
число
II
число
Результат
1 1 2 1
2 2 3 8
3 -2 2 4
4 4 3 64
5 3 0 1
а) б)
17*. Определите, чему равна длина двоичного кода записи первых 100 натуральных
чисел, если использовать таблицу кодов KOI8-U.
18*. Один из методов кодирования сообщений, известный еще с древних
времен, носит имя Юлия Цезаря (I в. до н. э.). Используя этот метод,
слово информатика будет закодировано как лрчсупгхлнг. Определите
метод кодирования Юлия Цезаря и закодируйте, используя этот метод,
слово калькулятор.
19*. В одной строке некоторого текста размещается в среднем 60 символов, а
на одной странице - 40 строк. Сколько закодированных страниц этого
текста можно взять, чтобы длина двоичного кода не превысила 80 Гбайт,
если для кодирования использовать таблицу Unicode?
20*. Чему равна длина двоичного кода сообщений: Информатика-, Ура!;
Начались каникулы!!! в системе кодирования KOI8-U?
21*. Приведите примеры, в которых встречаются закодированные сообщения.
22*. Закодируйте слова информация, бит, килобайт, сообщение в виде
ребусов, шарад.
23*. Найдите информацию, что у разных народов символизируют разные
цветы, растения, цвета.
24*. Найдите информацию про следующие после 1 Тбайт единицы измерения__
2 )Параграф 1.2 «Информационные технологии и информационные процессы. Информатика»
(страницы 19-36)
Законспектировать в тетрадь этот параграф , ответить на вопросы и выполнить в тетради задания :
1°. Назовите носители сообщений, которые человечество использовало с
древних времен до наших дней. Упорядочьте их в хронологической последовательности
2*. Назовите средства передачи сообщений, которые человечество использовало
с древних времен до наших дней. Упорядочьте их в хронологической
последовательности.
3*. Найдите сообщения об информационных революциях. Кратко охарактеризуйте
их значение для человечества.
4. Найдите сообщения о высших учебных заведениях вашего населенного
пункта, вашей области (республики), которые готовят специалистов по
разным направлениям информатики. Какие специальности они предлагают?
5*. Предложите новые сферы использования ИКТ в быту. Обоснуйте свои
предложения
6*. Определите, что из нижеприведенного является информационными
системами:
а) кулинарная книга;
б) регулировщик движения автомобильного транспорта;
в) датчик температуры окружающей среды;
г) система продажи билетов в железнодорожных кассах;
д) городская телефонная справочная служба.
Ответ обоснуйте.
7*. Опишите работу службы трудоустройства как информационной системы.
8. Оцените уровень информационной культуры современного украинского
общества.
9*. Приведите примеры трех объектов. Для каждого из них составьте таблицу:
название объекта, свойство, значение свойства. Включите в эту таблицу
4-5 свойств каждого из объектов.
10°. Укажите команды среди приведенных предложений:
а) Закрой окно. г) Не мешай читать.
б) Который час? д) Если идет дождь, возьми зонтик.
в) 3 + 2 = 5. е) Я живу в Киеве.
11*. Составьте алгоритм приготовления бутерброда с сыром.
12е. Составьте алгоритм приготовления вашего любимого кушанья.
13*. Выполните алгоритм:
1. Найдите сумму чисел 1 и 3.
2. К полученной сумме добавьте число 5.
3. К полученной сумме добавьте число 7.
4. К полученной сумме добавьте число 9.
5. К полученной сумме добавьте число 11.
6. Сообщите результат выполнения команды 5.
14*. Выполните алгоритм:
1. Начертите отрезок АВ.
2. Поставьте ножку циркуля в точку А.
3. Постройте окружность, радиус которой равен длине отрезка АВ.
4. Поставьте ножку циркуля в точку В.
5. Постройте окружность, радиус которой равен длине отрезка АВ.
6. Проведите прямую через точки пересечения построенных окружностей.
Как можно назвать данный алгоритм?
15*. Лодочнику нужно перевезти в лодке через реку волка, козу и капусту.
В лодке, кроме лодочника, помещается либо только волк, либо только
коза, либо только капуста. На берегу нельзя оставлять козу с волком или
козу с капустой. Составьте алгоритм перевозки. (Эта древняя задача
впервые встречается В математических рукописях VIII в.)
16*. Двум солдатам нужно переправиться с одного берега реки на другой.
Они увидели двух мальчиков на маленькой лодке. В рей могут переправиться
один солдат, один или двое мальчиков. Составьте алгоритм переправки
солдат. (После переправки солдат лодка должна остаться у
мальчиков.)__ |