Физическая культура
Урок № 5-8
Тема - Футбол
Физическая культура в семье. Влияние занятий физическими упражнениями на гармоничное развитие будущей матери.
Необходимым условием гармоничного физического развития девочек является достаточная двигательная активность. Недостаточная двигательная активность в школе за партой и дома сказывается на функционировании многих систем организма, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной. Во время долгого сидения дыхание становится менее глубоким, обмен веществ снижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что приводит к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений.
Негативные последствия гипокинезии сказываются также на устойчивости молодого организма простудным и инфекционным заболеваниям. Гипокинезия на фоне чрезмерного питания с избытком углеводов и жиров в дневном рационе может привести к ожирению.
Физические упражнения способствуют подвижности и уравновешенности нервных процессов, а также хорошей работе органов пищеварения, помогая усвоению пищи, активизируют деятельность печени и почек, улучшают деятельность желез внутренней секреции: щитовидной, половых, надпочечников, играющих огромную роль в росте и развитии молодого организма. Под влиянием физических нагрузок увеличивается частота сердцебиения, мышца сердца сокращается сильнее, повышается выброс сердцем крови.
Во время работы в кровоток привлекается и та кровь, которая в спокойном состоянии не циркулирует по сосудам. Вовлечение в кровообращение большой массы крови не только тренирует сердце и сосуды, но и стимулирует кроветворение.
Физические упражнения вызывают повышенную потребность организма в кислороде, в результате чего увеличивается жизненная емкость легких, улучшается подвижность грудной клетки. Полное расправление легких ликвидирует застойные явления в них, скопление слизи и мокроты, т.е. является профилактикой возможных заболеваний. Легкие при систематических занятий физическими упражнениями увеличиваются в объеме, дыхание становится более редкие и глубоким, что имеет большое значение для их вентиляции.
Здоровье будущего ребенка зависит от двигательной активности матери. Физическая культура имеет важное значение для сохранения и укрепления здоровья беременных женщин. У женщин, которые во время беременности занимаются специальной гимнастикой, роды происходят быстрее и легче. Во время родов и послеродового периода у них реже наблюдаются осложнения.
Физические упражнения полезны для женщин еще и потому, что они способствуют укреплению нервной системы, улучшению дыхания и работы сердца, развитию мышц живота, что необходимо беременным.
Противопоказанием к занятиям физической культурой являются острые стадии заболеваний сердечно-сосудистой системы, туберкулеза легких, осложненные плевритом, все острые воспалительные заболевания (эндометрит, тромбофлебит и др.)., Болезни почек и мочевого пузыря (нефрит, нефроз, пиелоцистит), токсикозы беременных, кровотечения во время беременности.
Регулярные занятия лечебной физической культурой повышают физические возможности организма беременной, создают ощущение бодрости, укрепляют ее общее состояние, улучшают деятельность сердечно-сосудистой и нервной систем, органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, обмен веществ, в результате чего мать и плод получают достаточное количество кислорода .
Во время занятий беременная учится правильного дыхания, у нее повышаются упругость и эластичность брюшных стенок, укрепляются мышцы диафрагмы, тазового дна и промежности, устраняются застойные явления в малом тазу и нижних конечностях, усиливается гибкость позвоночника и подвижность тазобедренных суставов.
Физическая подготовка. Специфичность футбола подразумевает разностороннюю подготовку игроков, которая выражается в проявлении всех двигательных способностей (скорости, силы, выносливости и т. д.). Но особенность этапа совершенствования состоит в том, чтобы с помощью технико-тактических упражнений раскрыть и развить необходимые физические качества, а также суметь реализовать технический потенциал игрока в условиях соревнований. Учитывая, что задачи на совершенствование технико-тактической подготовки остаются приоритетными, отметим следующую очередность в их решении:
1. Совершенствование технической подготовки.
2. Развитие силы и выносливости на базе технико-тактических навыков.
Игрок с мячом должен продемонстрировать свое умение преодолевать физические трудности в борьбе при недостатке времени, а увеличение нагрузок специальной выносливости - основа футбольной техники.
Каковы характерные черты физической подготовки футболистов на этом этапе? Умеренный и равномерно распределенный объем нагрузки на предыдущем этапе приводил к постепенному повышению скоростно-силовых показателей. Однако сейчас встает проблема переносимости футболистом объемных и достаточно интенсивных нагрузок.
Сочетание нагрузок на этапе совершенствования.
Совместимость подготовки:
а) общая силовая выносливость + силовая подготовка;
б) скорость бега + прыжковая подготовка;
в) скорость бега + силовая подготовка + совершенствование техники.
Несовместимость подготовки:
а) скорость бега + беговая выносливость;
б) скорость бега + силовая подготовка (силовая выносливость);
в) максимальная сила + беговая выносливость (общая, силовая, скоро стная, специальная) + совершенствование техники.
Общеподготовительные упражнения - это двигательные действия являющиеся преимущественно средством общей подготовки футболиста. С их помощью решают задачи всестороннего физического воспитания, избирательного воздействия на развитие основных физических качеств, улучшения координационных способностей, двигательных навыков и умений.
Общеподготовительные упражнения можно использовать и как средство активного отдыха и восстановления. Наконец, общеподготовительные упражнения способствуют сохранению достаточно высокой физической и психической работоспособности, если объективные условия (климатические факторы, травмы и т.д.) не дают возможности использовать специальные средства.
Соответствующие упражнения подбирают из различных видов спорта, спортивных и подвижных игр и дополняют общеразвивающими.
ОПИСАНИЕ РЯДА КОНКРЕТНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИГРЕ В ФУТБОЛ.
Упражнения для укрепления мышц стопы
1. Ноги врозь, ступни параллельно, руки положите на пояс. Сводя колени, ставьте ступни на внутренний край. Разводя колени, ставьте ступни на наружный край. Повторите такие движения 16- 32 раза.
2. Ноги врозь, руки на поясе. Поднимитесь на носки, а затем "перекатитесь" на пятки, поднимая носки вверх.
3. Встаньте прямо. Правую ногу поставьте на носок и слегка согните в колене. Выполняйте круговые движения правой ногой, затем ноги поменяйте и то же проделайте левой ногой.
4. Сядьте на пол, ноги выпрямите. Обопритесь руками сзади о пол. Приподнимите ноги над полом и выполните круговые движения ступнями. Сделайте 17-20 кругов в каждую сторону.
5. Сидя, сводите и разводите пальцы ног. Упражнение можно усложнить: пальцами ног захватывайте мелкие предметы с пола и переносите их на другое место.
6. Встаньте прямо. Согните и разогните ступню, расслабьтесь. Повторите 18-20 раз каждой ногой.
7. Встаньте прямо, правую ногу отведите назад на носок. Подтягивайте правую ногу к левой, напрягая мышцы бедра и поясницы. Выполните то же другой ногой, а всего по 8-12 раз.
8. Походите по комнате на носках, полуприседая.
9. Ходите по комнате на носках, пятках, на внутренней и наружной сторонах стопы.
10. Ходите по бревну в течение нескольких минут.
11. Бегайте босиком по траве, воде и, если позволяет вам здоровье, по снегу.
Упражнения для укрепления икроножных мышц
Двуглавая икроножная мышца находится на задней поверхности нижней части ноги и формирует верх мышцы. При хорошем рельефе обе её головки чётко разделены. Камбаловидная мышца немного шире икроножной, и располагается прямо под ней. Обе мышцы участвуют в работе голеностопа. Внизу они сливаются в одно ахиллово сухожилие, которое прикреплено к пяточной кости. Икроножная мышца сгибает стопу и участвует в сгибании ноги в коленном суставе.
Во время тренировки икроножных мышц возможны различные ситуации, в которых мышцы можно травмировать. Необходимо знать несколько правил и соблюдать их, чтобы ваши занятия шли на пользу, а не на вред.
1. Для обеспечения травмобезопасности и максимальной нагрузки икр, выполняйте упражнение медленно или с умеренной скоростью.
2. Все упражнения необходимо выполнять не постоянно, а только в случаях полного восстановления работоспособности мышц (работа над икроножными мышцами 2 раза в неделю).
3. Принципиально важна относительно небольшая амплитуда упражнения. Данное движение развивает силу и "массу" икр именно при сокращенной амплитуде.
4. Обязательно задерживайте дыхание в позитивной фазе движения и старайтесь максимально сфокусироваться на ощущениях в икрах. Выдыхайте в негативной фазе, контролируя движение.
Упражнения:
1. Высоко поднимитесь на цыпочки и идите вперед маленькими шагами, почти не сгибая ног в коленях. Сделайте 50-80 шагов.
2. Встаньте прямо, пятки вместе, носки врозь. На "раз" поднимитесь на носки, на "два" немного присядьте, колени разведите, на "три" еще выше поднимитесь на носки, на "четыре" опуститесь на всю ступню. Повторите 20-30 раз, время от времени расслабляя мышцы ног.
3. Если у вас есть настоящий велосипед, старайтесь как можно больше ездить на нем, ваши икры приобретут прекрасную форму. Если же велосипеда нет, попросите кого-нибудь из родных помочь вам. Лягте на спину, руки вытяните вдоль туловища ладонями вниз. Поднимите ноги вверх, согнув их в коленях. Ваш помощник встает лицом к вам и упирается ладонями в ваши подошвы. Теперь делайте движения, как при езде на велосипеде, а ваш помощник должен создавать вам сопротивление.
4. Ноги вместе, слегка согнуты в коленях, руки положите на колени. Выполняйте вращательные движения ногами вправо, затем то же в левую сторону, по 16 раз в каждую.
5. Лягте на коврик на спину, руки заложите за голову, ноги вытяните. Медленно согните ноги в коленях, подтяните их к животу. Выпрямите ноги, подержите их несколько секунд под прямым углом к туловищу, плавно опустите. Повторите 6-8 раз.
6. Лягте на живот, положите лицо на руки, ноги вытяните. Медленно согните ноги в коленях так, чтобы коснуться ступнями ягодиц, а затем медленно выпрямите. Это же упражнение можно выполнять под музыку попеременно то правой, то левой ногой, а то и обеими сразу.
7. Опуститесь на корточки, положив ладони на пол. Выпрямитесь, встаньте на полные ступни. Не сгибая ног, наклонитесь вперед, стараясь коснуться руками пальцев ног. Выпрямитесь.
8. Встаньте прямо, положите руки на пояс, распрямите плечи. Медленно отведите в сторону левую ногу и постойте в такой позе, не напрягаясь, секунд 10-15. Это упражнение можно усложнить, приставляя ступню отставленной ноги к колену опорной и плавно поднимая руки в стороны и вверх.
9. Встаньте прямо, руки на поясе. Выполняйте прыжки на носках на месте и с продвижением вперед, назад, в стороны. Повторите прыжки 100 раз.
10. Лягте на бок, обопритесь на руку. Стопу правой ноги притяните к левому бедру. Левую ногу вытяните, поднимите как можно выше, подержите и медленно опустите.
Затем поменяйте стороны. Повторите 10 раз каждой ногой.
Бег.
1. Бег на месте с высоким подниманием колен.
2. Бег на месте, на носках.
3. Бег спиной вперед. То же, на носках.
4. Бег с поворотами налево, направо, кругом.
5. Бег с имитацией финтов.
6. Бег длинными, стелющимися шагами.
7. Бег частыми шагами.
8. Бег с перешагиванием через малые препятствия (гимнастическая скамья).
9. Бег на полусогнутых ногах.
10. Бег со спуртами (рывками).
11. Бег зигзагами, дугами, по кругу, восьмерке.
12. Бег из старта лежа.
13. Бег с переменой направления под углом от 50 до 180°.
14. Кросс на дистанцию от 1000 до 5000 м.
Беговые упражнения на развитие выносливости.
Эти упражнения необходимо выполнять в парах для повышения мастерства в поединках.
Быстрый бег, элементы соревнования с партнёром.
Сооружаются две параллельно расположенные беговые дорожки, которые разбиваются на следующие дистанции: 5м от начала дорожки предназначены для бега трусцой, следующие 20 метров для быстрого бега, последние 15-20 метров для уменьшения скорости.
Спринт - бег трусцой - спринт
Все игроки начинают старт с бега трусцой, на отметке в 10 м по сигналу тренера переходят на спринт. После чего возвращаются к старту для повторения. Дистанция спринта чередуется 15, 7 и 10 м.
Спринт с изменением направления.
Через 10-15 минут Буга трусцой игроки переходят к спринту, изменяя направления движения в разные стороны.
Спринт из различных позиций.
Спринтерский забег на расстояние 12 м, совершается из различных позиций: из положения сидя, лёжа.
Толкание
Два игрока с прижатыми руками и слегка расставленными врозь ногами стоят боком друг к другу. По сигналу они начинают толкать друг друга и кто первый сойдёт с места проигрывает.
Выталкивание
Игроки бегут рядом и пытаются за счёт выталкивания вытеснить соперника с беговой дорожке.
ФИНТЫ http://www.dokaball.com/trenirovki1/programma-podgotovki/559-obmannye-dvizheniya-finty
Отбор мяча в подкате применяется в тех случаях, когда овладеть мячом с помощью
других способов уже невозможно. Для защитника это последняя возможность отобрать мяч у убегающего соперника без нарушения правил игры. Но сделать это не просто. В результате применения подката нападающий обычно оказывается на земле. Даже если прием исполнен чисто, соперник подчас падает, споткнувшись о ногу защитника.
Игрок, выполняющий подкат, находится справа или слева за спиной соперника. Когда мяч находится на доступном расстоянии, защитник делает выпад ногой вперед, стараясь овладеть мячом или выбить его из-под ног соперника (рис, 4). Чтобы не нарушить правила игры, игрок, совершающий подкат, должен сначала коснуться мяча, а не ноги соперника. Рекомендуется делать подкат дальней от соперника ногой (которая движется по земле), так как при этом меньше возможностей нарушить правила игры. При обучении данному техническому приему надо принимать во внимание состояние поля, поскольку подкат связан с падением.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОТБОРА МЯЧА В ПОДКАТЕ.
1.Игрок выполняет подкат с места, ударяя по неподвижному мячу, лежащему в 1,5 м.
2.То же, но с разбега 3—4 м.
3.Два игрока стоят друг против друга на равном расстоянии от мяча (3—5 м). По сигналу учителя оба игрока делают 2—3 беговых шага и в подкате стремятся отбить мяч.
4.Игрок несильным ударом ноги посылает мяч вперед, догоняет его и, применив подкат, откатывает мяч в сторону.
5. Один из игроков ведет мяч сначала медленно, затем быстрее. Другой (защитник) выбирает момент и отбирает мяч подкатом.
ОБМАННЫЕ ДВИЖЕНИЯ (ФИНТЫ).
Такая игра, как футбол, без обманных движений (финтов) немыслима. При помощи финтов игроки освобождаются из-под опеки соперника, создают численный перевес на разных участках поля, отвлекают внимание игроков защиты. Обманные движения выполняются различными частями тела: ногами, руками, туловищем и даже головой. Их применяют нападающие при приеме и передаче мяча, обводке соперника и выходе на ударную позицию. Защитники пользуются финтами для маскировки своих действий с целью введения в замешательство нападающего и создания таким образом благоприятных условий для отбора мяча. Для совершенствования техники обманных движений – финтов необходимо применять различные видео материалы. Просматривать трансляции по телевизору и сете интернет например тут футбол онлайн.
В исполнении обманного движения можно выделить две общие фазы; подготовительную (ложное движение) и основную (истинное движение). Первая фаза выполняется чуть медленнее, чтобы заставить соперника поверить ложному намерению, вторая фаза выполняется быстрее, чтобы соперник не успел сделать ответное движение. Обманное движение надо проводить на определенном расстоянии от соперника — не ближе 1,5—2 м. В противном случае защитник, сделав шаг вперед, овладеет мячом и финт нападающего будет бесполезен.
ВИДЫ ОБМАННЫХ ДВИЖЕНИЯ.
Приведем несколько обманных движений, выполняемых игроками с мячом.
ВЫПАД В СТОРОНУ.
Нападающий ведет мяч навстречу сопернику. В 2—3 шагах от соперника он делает выпад вправо, показывая ногами и туловищем, что намеревается уйти в сторону выпада. Соперник, пытаясь перекрыть зону прохода, перемещается в сторону выпада, а нападающий внешней частью подъема левой ноги проталкивает мяч влево от среагировавшего на обманное движение защитника и продолжает ведение мяча.
ЛОЖНЫЙ ЗАМАХ НА УДАР.
При сближении с соперником нападающий замедляет бег с мячом, делает замах для удара вправо или влево(движение должно быть достоверным, чтобы соперник поверил в него), а сам уходит с мячом в противоположном направлении.
ЛОЖНАЯ ОСТАНОВКА.
При попытке защитника отобрать мяч у бегущего с мячом нападающего, последний замедляет движение и ставит дальнюю от соперника ногу на мяч (или только имитирует остановку мяча). Соперник, реагируя на ложное движение, также замедляет бег, а в этот момент нападающий толкает мяч вперед и продолжает движение.
ОСТАВЬ МЯЧ ПАРТНЕРУ.
В 2—3 м от соперника игрок, ведущий мяч, неожиданно оставляет его партнеру (он бежит сбоку или следует за нападающим), а сам делает рывок дальше, увлекая за собой соперника. Один из вариантов финта — нападающий имитирует оставление мяча партнеру, а сам ведет его дальше.
Для обучения юношей обманным движениям рекомендуем использовать подвижные игры типа «Салки», упражнения в шаге и беге (бег между препятствиями, ускорения и остановки, изменение направления передвижения), а также обманные движения без мяча (туловищем, ногами). После этого следует переходить к упражнениям с мячом, которые выполняются сначала без со-противления (перед стойкой или стоящим парт
нером), затем с пассивным и, наконец, с активным сопротивлением защитника.
Отбирание мяча http://dokaball.com.ua/trenirovki-i-videouroki/877-otbor-i-perekhvat-myacha
Жонглирование
Жонглирование как средство по развитию специальной ловкости, «чувства мяча», способности контролировать и управлять мячом.
|
- Если в раннем возрасте жонглирование надо использовать как средство развития общей ловкости, то в более позднее время упражнения с мячом могут служить хорошим методом развития специальной ловкости, воспитания "чувства мяча".
Жонглирование (держание мяча в воздухе) помогает развивать важные качества, которые пригодятся в игре. Жонглирование не самоцель. Когда Игрок уверенно выполняет задания по жонглированию, он эту уверенность владения мячом переносит на игру и исполнение технических приемов.
Жонглирование идеально подходит для дополнительных индивидуальных занятий. Всегда можно найти немного времени (20-30минут) и место для занятий.
Но процессом жонглирования, следует управлять.
Для управления процессом надо,
- во-первых, создать механизм контроля развития двигательного качества (тестирование начального уровня и последующие замеры результатов выполнения упражнений через определенное время)
- во-вторых, постоянно (на основании контроля роста результатов) усложнять упражнения и/или вводить новые
- в-третьих, выбирать упражнения, наиболее полно отвечающие поставленным задачам.
Несколько важных организационных моментов.
Результаты выполнения упражнений надо фиксировать и отражать в Таблице.
Надо стараться проводить тестирование регулярно, но не часто.
Тестировать надо в стандартных условиях, и выполнять стандартные упражнения.
При определении уровня достижений, использовать усредненный результат. Например. Упражнение выполнить 5 раз. Лучший и худший результат отбросить. Вычислить среднее трех оставшихся результатов, и записать в таблицу.
Не стоит задача добиваться постоянно роста результатов в каком-то одном упражнении. Например, упражнение - держание мяча в воздухе без каких-либо ограничений. Как только становится видно, что задание выполняется стабильно и результат высокий, надо задание усложнить.
Теперь о задачах.
Главные задачи, которые надо преследовать при выполнении упражнений по держанию мяча в воздухе:
- контроль и управление мячом. Упражнения надо подбирать таким образом, чтобы Игрок сознательно управлял движением мяча, а не наоборот.
- отработка (при достижении уверенного уровня жонглирования) связок «жонглирование – технический прием»
- развитие центрального и периферического зрения при работе с мячом
Все эти задачи достигаются подбором упражнений по жонглированию с заданными параметрами выполнения.
Варианты усложнения заданий:
- ограничение площадки (например, жонглировать в квадрате 2х2 метра, выход за зону, остановка упражнения)
- обязательное касание мяча в заданной последовательности разными частями ноги и разными ногами (вариантов много)
- касание мяча с различной заданной траекторией (например, стопой правой ноги два касания мяча поднимая его не выше уровня пояса, одно, выше плеч)
- использование мячей различного размера и материала (теннисные, резиновые, волейбольные и прочее)
- жонглирование в движении
- жонглирование с оценкой ситуации
Вот несколько вариантов одного упражнений по жонглированию, которые можно считать подготовительными для обучения и совершенствования техники (как образец, для понимания проблемы).
Жонглирование в движении.
Расстояние 20-50 метров. Задача, преодолеть это расстояние, не опуская мяч на землю (в самом начале, при трудностях выполнения, можно разрешить одно-два касания земли). Никаких ограничений в способах касания мяча. Далее идут варианты с усложнением задачи. Усложнения вводятся, после того как Игрок начинает уверенно преодолевать отмеренное расстояние (которое постепенно увеличивается до максимума).
- касаться мяча только определенным способом (одной ногой, попеременно, стопа-бедро, бедро-стопа-голова и т.п.)
- увеличить скорость (засекается скорость выполнения определенного задания и постоянно снижается разрешенное время прохождения дистанции)
- усложнять начало и конец выполнения упражнения (Игрок начинает движение, на стартовой линии ему набрасывается мяч, не прерывая движение, мяч обрабатывается и в движении выполняется задание по жонглированию, на финише мяч останавливается указанным способом, на ограниченном пространстве, например с разворотом на 180 градусов)
- ограничивается не только способ касания мяча, но и их общее количество на дистанции
- по дистанции расставляются помехи в движении.
Это упражнение можно считать, как подготовительное, для освоения техники обработки мяча. Оно вырабатывает тонкую координацию, из-за требований выполнения движения в строго определенной последовательности и высокой скорости.
Могу привести ещё массу вариантов исполнения упражнения. Думаю, что Родитель и Игрок, сами могут это сделать. Вернее должны научиться, это делать. Если Вы проанализируете предложенные упражнения, то увидите их «прикладное» значение в обучении технике футбола.
Так как перед нами стоит стратегическая задача сделать Игрока «двуногим», то надо использовать жонглирование и для её выполнения. Любые технические действия слабой ногой, её развивают. Значит, упор на слабую ногу, при жонглировании ОБЯЗАТЕЛЕН.
Ещё одна стратегическая задача, научить Игрока «видеть» поле, анализировать ситуацию и оперативно принимать верные тактические решения. Жонглирование может оказать помощь в выполнении этой задачи.
Надо учиться контролировать мяч, держа его в сфере периферического зрения, стараясь центральным зрением оценивать ситуацию на поле. А когда внимание переходит на мяч, расширять периферическое зрение, ставя задачи "улавливать" изменение обстановки.
Если в приведенном уже упражнении, при выполнении жонглирования ставить Игроку задачу контролировать периферическим зрением действий партнера (тренера) и реагировать каким-либо действием (например, остановка движения, передача мяча) на изменение ситуации (например, на визуальный сигнал рукой), то мы развиваем очень необходимое Игроку тактическое качество. Другой вариант. Центральным зрением следить за перемещениями партнеров (тренера) по полю (поднятая голова), а периферическим зрением контролировать мяч (и опять таки реагировать движениями/техническими действиями на изменение обстановки).
Способность двигаться с поднятой головой и контролировать при этом мяч, очень важное игровое качество футболиста. Умение футболиста переключать зрительные анализаторы от «общей картинки» до «концентрации на мяче» и наоборот, до начала выполнения технического действия и в момент исполнения технического приема надо обязательно тренировать. В том числе и используя упражнения на жонглирование.
Сейчас в Интернете можно найти много видеоматериалов по жонглированию. Их можно смотреть и брать отдельные упражнения и движения. Главное не забывать «футбольный фристайл», это отдельный вид спорта и к футболу не имеет прямого отношения.
Надо настраиваться на длительную специальную работу по развитию умения контролировать мяч. Ощутимые результаты можно получить только напряженной, регулярной работы в течении длительного времени. Год, полтора двухразовых (еженедельных) целенаправленных занятий и можно будет оценивать результаты.
Видео материалы смотрите здесь http://www.youtube.com/user/VideoTrainingVV#p/a
|
Совершенствование техники игры вратаря - http://mikmasport.ru/treneru-teoria-trenirovki/teoriya-trenirovki-vvodyashhie-uprazhneniya-dlya-vratarya
Тактика защиты
Тактика защиты предполагает организацию действий команды, не владеющей Мячом, направленных на нейтрализацию атакующих действий соперников.
Общекомандный метод игры в защите может быть персональным, зонным и комбинированным. Однако практиковать только один метод игры в защите, учитывая, что в каждом из них есть элементы другого, было бы ошибочно, так как обеднило бы тактику защиты, лишило ее гибкости и ослабило. Методы ведения игры в защите следует строить с учетом индивидуальных качеств игроков и их возможностей.
Тактическое искусство игры в защите сводится к определению того, когда целесообразно держать и преследовать соперника, когда нужно передавать его партнеру и когда играть в зоне.
Все действия обороняющейся команды являются ответными на действия атакующих и организуются в зависимости от особенности тактики соперников. Хорошо организованная оборона не только является фактором успеха, но и накладывает отпечаток на характер дальнейших наступательных действий команды.
Игра в обороне многообразна, многопланова и направлена на оборону ворот, на активную борьбу за овладение мячом и организацию ответных действий.
Как и в нападении, игра в защите состоит из индивидуальных, групповых и командных действий.
Индивидуальная тактика
Постоянное стремление игроков атакующей команды уйти из-под контроля соперников, найти и создать свободное пространство затрудняет действия последних, которые стремятся нейтрализовать атакующих, не нарушая при этом гармонии в обороне.
Успех действий в обороне зависит не только от правильной страховки и согласованных действий групп игроков. Во многом зависит он и от умения игроков индивидуально действовать против игрока, владеющего мячом и без него, те. оттого, насколько обороняющийся игрок правильно выбирает место по отношению к опекаемому в конкретной ситуации. Основой успешных действий в обороне является разумный выбор позиции.
К индивидуальным тактическим действиям в обороне относится противодействие игроку, владеющему и не владеющему мячом.
Действия против игрока без мяча
Действуя против игрока, не владеющего мячом, обороняющийся игрок стремится:
воспрепятствовать сопернику в получении мяча (“закрывание”);
овладеть мячом, сыграв на опережение (“перехват”).
“Закрывание” - это перемещение игроков обороняющейся команды с целью занятия правильной позиции, затрудняющей сопернику возможность получения мяча. Расстояние между обороняющимся игроком и соперником может сокращаться или увеличиваться по мере приближения или удаления мяча и игрока от ворот. Выбор позиции может также зависеть от скорости бега защитника, соотношения сил, единоборствующих пар и других факторов.
При “закрывании” игрок должен руководствоваться следующими положениями:
1. “Закрывание” осуществляется, когда соперник своей непосредственной позицией угрожает воротам или своими действиями может создать выгодное положение для взятия ворот.
2. Чем ближе соперник к воротам, тем плотнее надо его “закрывать”.
З. В зависимости от игровой ситуации и расположения игроков обороняющиеся могут создать искусственное положение “вне игры”.
“Перехват” - это своевременный, опережающий выход к мячу игрока обороняющейся команды для срыва атакующих действий соперника. Как правило, при перехвате расстояние между соперниками больше, чем при “закрывании”. Это связано с тем, что защитник выступает здесь активной стороной и успевает сделать рынок в предлагаемом направлении полета мяча.
При игре на перехват игрок должен руководствоваться следующим:
1. В зависимости от места нахождения мяча или соперника, получающего мяч, надо сохранить нужное расстояние.
2. Правильно оценивать обстановку и момент осуществления действия.
З. Выбрать наиболее целесообразное техническое средство перехвата мяча.
Действия против игрока с мячом
Индивидуальная игра против игрока с мячом строится на тактике подвижной обороны, т.е. на наблюдении за игроком в игре с ним.
В большинстве случаев обороняющимся приходится вступать в борьбу, когда соперник принимает мяч или контролирует его. Успех или неудача единоборства будет зависеть от того, насколько обороняющиеся опытны в отборе мяча, в выборе и применении нужных средств и способов.
Игрок должен стремиться отобрать мяч у соперника в момент приема мяча, так как в основном внимание атакующего игрока направлено на выполнение технического приема.
Действуя против игрока, владеющего мячом, игрок стремится:
отобрать мяч;
воспрепятствовать передаче мяча;
воспрепятствовать выходу с мячом на острую позицию;
воспрепятствовать нанесению удара.
Отбор мяча. Для отбора мяча очень важны быстрота, владение чувством дистанции и времени, а также умение оценивать всю игровую ситуацию в целом.
Игрок, следя за действиями атакующего, должен решать: нападать сразу или выжидать? Находясь перед соперником, целесообразно выждать, когда тот начнет обводку или ведение. Если же соперник, готовясь к обводке, приближается к защитнику, последний должен уловить момент, когда надо воспользоваться малейшей неосторожностью соперника, чтобы отобрать мяч или выбить его.
Противодействие передаче. В игровой ситуации, когда партнер атакующего игрока с мячом находится в более выгодной позиции, действия обороняющегося игрока направлены главным образом на то, чтобы
воспрепятствовать острой передаче мяча этому партнеру. Основная цель при этом - выигрыш времени для “закрывания” его защищающимися игрокам
Противодействие выходу с мячом на острую позицию. Если игрок не успел сыграть на перехвате либо отобрать мяч у соперника в момент приема, он всеми своими действиями или занятой позицией стремится воспрепятствовать быстрому продвижению вперед соперника с мячом. Если сопернику все же удалось начать движение, необходимо пристроиться к нему параллельным курсом, стараясь при этом оттеснить его к боковой линии, где он будет лимитирован пространством и лишен непосредственной помощи партнеров.
Противодействия ударам. Когда атакующий ведет мяч или получает его вблизи штрафной площади и стремится нанести удар по воротам, игрок в обороне своей позицией, действиями должен воспрепятствовать удару. Чтобы успешно решить эту задачу, ему нужно сконцентрировать все свое внимание на ногах соперника, не упускать момента замаха бьющей ноги с тем, чтобы выставить свою ногу на пути предполагаемого полета мяча.
Д.З. - повторить технику выполнения финтов, отбираний мяча, жонглирования, элементы игры вратаря.
- выучить практическ комплекс упражнений «Упражнения для укрепления икроножных мышц и мышц стопы».
- выполнить презентацию на тему «Индивидуальные действия игрока в защите»
|