Урок №1-2
Т. 1 (8 г) ОСНОВЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА
Тема: Введение. Исторический аспект возникновения государства и права. Теории возникновения государства.
Дорогие ребята предмет правоведение мы будим учить по учебнику под редакцией Норовлянского file:///C:/Users/Users/Downloads/[Pidruchniki.net]%20pravo_narov.pdf
Вы так же можете воспользоваться книгой под редакцией Гавриша, Филиппенко , Суткового . Учебник можете скачать на сайте: http://pidruchniki.net/pravo10/117-pidruchnik-pravoznavstvo-10-klas-gavrish.html
Вспомните из курса истории или выскажите собственное предположение: всегда ли существовали государство и право? (государство и право прошли значительный исторический путь… Сначала не было государства и право тоже появилось не сразу)
Изучение нового материала
- Цель и задачи курса правоведения
Курс «Правоведение» относится к предметам общественно-гуманитарного цикла. Правовая наука занимает особое место среди учебных дисциплин, исследующих общество, характеризуясь практической направленностью по использованию приобретенных знаний в конкретных жизненных ситуациях.
Целью курса является формирование системного представления о государстве и праве как основных средствах упорядочения общественных отношений и умение использовать их в повседневной жизни.
Задачами курса являются:
- ознакомление с основами теории государства и права и формирование представления о государственно-правовые реалиях;
- углубление знаний о возникновения, типы и формы государства, историю развития государственности, современное государство и его органы власти
- углубление знаний о социальных нормах, формирование системного представления о правовые нормы, отрасли права, правоотношениях, правопорядке, правонарушениях и юридической ответственности; формирование системного представления о способах поддержания правопорядка, механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина;
- воспитание личной убежденности в необходимости соблюдение правовых норм, непримиримости к противоправному поведению;
- приобретение умений анализировать общественно-политические события, пользоваться правыми актами, юридической литературой;
- формирование навыков действовать в соответствии с нормами права в конкретных ситуациях; - формирование умения использовать полученные знания на практике
2. Общественные отношения
ознакомьтесь с фотографиями на с. 5-6 учебника и предложить названия для групп, которые изображены на фотографиях (в соответствии табун лошадей, стая волков, группа учащихся, класс)
Обратите внимание на то, что группами живут много животных, птиц, других живых существ, однако только в отношении совокупности людей мы употребляем понятие «общество» и, соответственно, «общественные отношения».
Задание
Пользуясь схемой «Виды общественных отношений» (с. 6 учебника), приведите примеры отношений разных видов, желательно таких, в которых вам приходилось участвовать.
3. Власть и социальные нормы в первичном и государственном обществе.
Ответьте на вопросы
- Какими были первые коллективы людей разумных?
2. Какие орудия труда использовали первобытные люди? Какими были их первые занятия?
3. Как осуществлялось управление коллективами первобытных людей?
4. Характерные признаки экономики первобытного общества?
5. Выскажите предположения, когда и вследствие чего появляется государство.
6. Как изменилась система управления обществом после появления государства?
7. Характерные признаки государства вы знаете?
Выучите понятия:
Вла́сть — это возможность и способность навязать свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению[1]. Суть власти не зависит от того, на чём основана такая возможность. Власть может базироваться на различных методах. Власть это сила, которая, базируясь на разных способах и методах подчиняет себе волю других.
Социа́льные но́рмы — общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, призванные обеспечивать упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и социальных групп. Совокупность норм, действующих в том или ином сообществе, составляет целостную систему, различные элементы которой взаимообусловлены[1].
Заполните таблицу
ДОГОСУДАРСТВЕННОЕ (ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО
Критерии сравнения
|
Догосударственное общество
( первобытное)
|
Государственное (классовое) общество
|
Мотивы объединения людей
|
Кровное родство
|
Принадлежность к определенному государству, общая территория проживания
|
Опора власти руководителя
|
Семейный (семейный) авторитет вождя, опыт
|
Аппарат власти, при необходимости сила
|
Наличие обособленного аппарата власти
|
Отсутствует
|
Имеющийся
|
Принятие важнейших решений
|
Народным собранием племени (рода) всего племени, рода
|
Как правило представительными органами власти
|
Собственность
|
Коллективная,
|
Частная
|
Существующие виды социальных норм
|
Обычаи, традиции
|
Право играет ведущую роль, обычаи, традиции, корпоративные нормы и т.п.
|
Порядок установления социальных (правовых) норм
|
Формируются в течение значительного времени, становятся обычаями
|
Принимаются нормативно-правовые акты государства, вступают в силу после принятия
|
Средство поддержания социальных (для государства - правовых) норм
|
Опора на авторитет, понимание важности соблюдения норм для каждого
|
Государственная власть
|
Применение силы в отношении соблюдения социальных (правовых) норм
|
Не требуется
|
возможно
|
Состав коллектива, который осуществляет управление
|
Родственники
|
Люди, проживающие на определенной территории (территории государства)
|
Численность коллектива. КОТОРЫЙ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ управление
|
Небольшая
|
Гораздо больше, чем в первобытном обществе
|
4.Исторические типы государств.
Историческим типом государства называется совокупность наиболее существенных признаков, свойственных государствам, которые существовали на определенных этапах истории человечества.
Так, в истории определяют:
- рабовладельческое,
- феодальное,
- буржуазное (капиталистическое)
- социалистическое государства.
Задание
Определить характерные признаки государства определенного типа (рабовладельческой, феодальной, буржуазной, социалистической) на основе известного им материала по истории, литературе, географии и т.д и материала учебника, а также определить, какому типу государства соответствуют иллюстрации на с. 9, 10, 11 учебника.
5.Теории происхождения государства.
Поработайте с учебником. Заполните таблицу
теория
|
Автор идеи
|
Суть теории
|
|
|
|
Домашнее задание. Проработайте §1, ответьте на вопросы к нему, выучите основные понятия. Подготовьте дополнительный материал об одной из теории происхождения государства. |