Воскресенье, 13.07.2025, 13:43Приветствую Вас Гость | RSS
Донецкая школа № 64
Меню сайта
Категории раздела
9 класс [39]
10 класс [39]
11 класс [38]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов


Главная » Файлы » Дистанционное обучение 9-11 класс » 10 класс

Физическая культура Урок № 5-8
19.09.2014, 10:58

Физическая культура

                                                                              Урок № 5-8

Тема – Футбол

Содержание урока

Особенности физического развития и функционального состояния организма в старшем школьном возрасте.

 Особенности физического развития детей старшего школьного возраста Старший школьный возраст относится к началу юношеского (у девушек - с 16, а у юношей - с 17 лет ) и совпадает с окончанием периода полового созревания. Рост и развитие организма продолжаются, но уже в более замедленном темпе по сравнению с предыдущими периодами. Строение и пропорции тела юношей и девушек практически не отличаются от взрослых. В этот период заканчивается процесс окостенения большей части скелета. Утолщается и укрепляется скелет скелета. Пропорции тела приближаются к показателям взрослых. У девушек и юношей большая разница в развитии мускулатуры, у юношей она нарастает равномерно, у девушек центр тяжести несколько опущен за счет непропорционального развития мускулатуры, в меньшей степени развита масса мышц рук и плечевого пояса, больше - мышц таза. У девушек масса мышц на 13% меньше, они уступают в силе юношам. Масса сердца у девушек на 10-15% меньше, чем у юношей. Частота сердечных сокращений выше, чем у юношей, дыхание чаще, а жизненная емкость легких на
1л меньше. 
Завершается развитие ЦНС. Процессы возбуждения и торможения уравновешиваются. Увеличивается способность мозга к аналитической и синтезирует деятельности. Ученики способны выполнять упражнения на основе только словесных указаний учителя. 
У юношей быстро увеличивается мышечная масса; эластичность мышц и их нервная регуляция находятся на оптимальном уровне; опорно-двигательный аппарат способен выдержать значительные нагрузки. 
Продолжают увеличиваться масса сердца, скорость сокращений сердечной мышцы, минутный объем крови, улучшается нервная и гормональная регуляция сердечно-сосудистой системы. 
Юноши и девушки очень чувствительны к восприятию своей внешности, сравнивают свои физические данные с данными сверстник. 
Юноши переоценивают свои силы, часто берут высокий темп при беге. Девушки недооценивают свои силы, не уверены в себе, особенно в упражнениях, требующих смелости и решимости, более эмоциональные и чувствительные. 
При организации физического воспитания в старшем школьном возрасте методика проведения урока приближается к методике занятий со взрослыми. Динамика нагрузок достигает уровня, характерного для спортивной тренировки. 
При занятиях с девочками щадить мышцы и органы малого таза, избегать упражнений, вызывающих повышенное внутрибрюшное давление. Это касается упражнений с задержкой дыхания, натуживанием, подниманием тяжестей, прыжков в глубину. 
Содержание уроков, дозирования нагрузок и оценка физической подготовленности дифференцируются в зависимости от пола. 
В этом возрасте необходимо развивать способность к самостоятельному анализу занятий физическими упражнениями, опираясь на знанияучащихся, полученные на уроках физики, химии, биологии. 
Используются высокие нагрузки и упражнения, требующие статических усилий. Характерные упражнения с отягощениями, которые выполняются с ускорением. Хорошо развиваются скоростно-силовые способности . 
Создаются условия для развития общей и скоростной выносливости, что способствует повышению работоспособности, развития волевых качеств. Необходимо формировать интерес и мотивацию к физическому совершенствованию и занятий различными видами спорта. Также важно учить школьников методам самоконтроля на занятиях. При длительных упражнениях интенсивность нагрузки не должна превышать 80-85% максимальной. Рекомендуется применять различные виды аэробики, бодибилдинга, упражнений, выполняемых под музыку. 
В старших классах используется весь арсенал средств физического воспитания, который значительно расширяется по сравнению со средним школьным возрастом. Широко используются технические приемы спортивных игр; для девушек - различные виды аэробики, художественная гимнастика ; для юношей - элементы борьбы, строевые приемы военной подготовки и преодоление препятствий, упражнения на тренажерах, атлетизм. Задачи физического воспитания в старшем школьном возрасте: · Укреплять здоровье, содействовать всестороннему физическому развитию, достижения и поддержания высокой работоспособности в процессе обучения ; · обеспечивать всестороннее развитие всех двигательных качеств; · Углублять знания основ спортивной тренировки и самоконтроля; · формировать устойчивую привычку к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, умение составлять индивидуальную программу занятий физическими упражнениями и систематически использовать ее в процессе самосовершенствования. Физическое воспитание в 9-10 классах проводится по двум разным программам: для юношей и для девушек. Урок физкультуры проводят два преподавателя. В старшем школьном возрасте используются групповой и индивидуальный методы организации занимаются, а при развитии двигательных качеств - посменный и самостоятельный. Уроки носят характер спортивной тренировки. Учитель физкультуры выполняет функции тренера-методиста. 3 Особенности развития физических качеств детей среднего и старшего школьного возраста . При развитии силовых способностей рекомендуется применять разнообразные средства, а также следующие методы: · Повторное поднятие веса до выраженного утомления; · Подъем предельного веса; · Подъем умеренного веса с максимальной скоростью. Итак, используют методы повторного, максимального и динамического усилий. В практике физического воспитания школьников они имеют свои особенности. В подростковом возрасте (дети среднего школьного возраста) создаются более благоприятные посылки для развития как скоростно-силовых, так и силовых способностей. На уроках физической культуры и спортивной тренировки применяются динамические силовые упражнения с небольшими отягощениями, лазание по канату, перенос груза, толкание ядра . В возрасте 15-16 лет активно формируется силовая выносливость, увеличивается количество упражнений с отягощениями, проводятся лазанье по канату на скорость, применяются элементы борьбы. У девушек силовые упражнения ограничиваются через уменьшение относительной силы мышц.Подбор средств, способствующих развитию силы, должен предусматривать гармоничное развитие мускулатуры и достаточное, соразмерное возрасту развитие мышечной массы. Практика свидетельствует о том, что силовые способности у подростков можно развивать, применяя упражнения со штангой. Так, Ш. Д. Буадзе на основе личного опыта и проведенных экспериментов приходит к выводу о том, что правильное применение силовых упражнений способствует улучшению общей физической подготовки, успешному развитию других физических качеств.Опыт передовой практики отечественных специалистов в области физической культуры позволяет считать, что собственно силовые способности - мышечную силу - необходимо развивать с подросткового возраста, используя при этом методы повторных и динамических усилий.Применяются упражнения с повышенным сопротивлением (необходимо преодолевать бремя различных предметов (гантели, штанга, мешки с песком и т. Д.), Противодействие партнера, сопротивление внешней среды) и упражнения с отягощением, равным весу собственного тела, а также тренажерные устройства. Силовые упражнения с малыми и средними отягощениями выполняются повторными сериями. Не рекомендуется выполнять упражнения, требующие больших силовых напряжений, особенно задержкой дыхания. Упражнения необходимо координировать с ритмом дыхания. Средства развития силы должны способствовать формированию основных групп мышц нижних и верхних конечностей, плечевого пояса и т. д. Наибольший эффект в воспитании силовых способностей достигается при применении такой формы организации занятий, которая позволила бы комплексно развивать все мышечные группы. Такое физическое качество, как быстрота наиболее успешно развивается в младшем и среднем школьном возрасте. Поэтому в этом же возрасте целесообразно развивать скорость средствами физического воспитания, направленными на повышение частоты движений. В возрасте же 12-15 лет следует повышать скоростные способности, применяя скоростно-силовые упражнения. Продолжительность выполнения скоростного упражнения для детей и подростков должна быть в пределах 4-6 секунд. Преподаватель должен добиваться того , чтобы хоть в малых объемах от занятия к занятию повышались скоростные способности, увеличивалось количество движений в единицу времени. Используемые для воспитания данной способности упражнения не должны носить однообразного характера . Их задача - охватывать различные группы мышц, совершенствовать регуляторную деятельность центральной нервной системы, повышать координационный способность занимаются. Особый интерес представляют исследования, направленные на определение интервалов отдыха между выполняемыми скоростными упражнениями; В занятиях с детьми среднего школьного возраста для воспитания скоростных качеств при повторном выполнении упражнений целесообразны относительно короткие интервалы отдыха в пределах 2 мин, с использованием которых можно проводить более интенсивные занятия. Однако интервалы отдыха, как и периоды работы , не должны быть постоянными. Их следует варьировать, чтобы избежать стабилизации уровней в развитии скорости и скоростной выносливости, связанных с адаптацией организма к однообразной, часто повторяется работе. Особое значение приобретают исследования, в которых обосновано методические указания по организации занятий. Рекомендуется перед выполнением упражнения на скорость проводить разминку не менее 15-20 мин. Особое значение практика уделяет необходимости подготовки опорно-двигательного аппарата к выполнению быстрых движений. Упражнения с преимущественной направленностью на воспитание скорости должны применяться в начале основной части урока, затем следует использовать упражнения для развития мышечной силы и выносливости. Наиболее эффективно скорость у школьников будет развиваться в том случае, если в урок физической культуры вводятся подвижные и спортивные игры. Упражнения, воспитывающих скорость, должны быть: технически несложными, выполненными на уроке одними из первых, хорошо усвоенные занимаются, по продолжительности такими, чтобы до конца их выполнения скорость не снижалась с-за усталости, а для детей и подростков - не превышают 5-6 с. При повторном выполнении скоростных упражнений следует использовать активный отдых ; следующие упражнения выполняются в фазе сверхвосстановления.При подборе средств, направленных на воспитание скорости, кроме скоростных упражнений бегового характера, используются также упражнения, взятые из других видов. Развитие выносливости в среднем и старшем школьном возрасте воспитывается в том случае, если во время занятий организм учащихся доводится до стадии усталости. Статическую и динамическую выносливость можно развивать с младшего школьного возраста, в значительной степени способствует повышению работоспособности. Это подтверждается и одним из теоретических определений самого понятия : выносливость - способность организма бороться с усталостью. Дети младшего школьного возраста не отличаются высоким уровнем развития выносливости. Однако уже к 10-летнего возраста в них повышается способность к неоднократному выполнения скоростной работы (повторный бег на короткие дистанции ), а также малоинтенсивной работы (медленный бег) в течение длительного времени.Итак, медленный бег может с успехом применяться как средство развития выносливости уже с младшего школьного возраста. Предлагается уже с первых уроков физической культуры в начальной школе уделять большое внимание развитию общей выносливости. При этом рекомендуется использовать в основном медленный продолжительный бег в равномерном темпе. Начиная с 4-го класса применяется несколько иная методика - дистанция постоянно сокращается, и, соответственно , повышается скорость, при этом частота сердечных сокращений (ЧСС) сохраняется в пределах 170-185 ударов в минуту. Для отдыха рекомендуется отводить 45-90 с. При постепенном увеличении продолжительности выполнения малоинтенсивного упражнений объем беговой подготовки в 11 - 12-летнем возрасте можно довести до
14 км в неделю. Развивают выносливость также ходьба и бег, передвижения на лыжах на дистанции от 1 км к 1,5 км . 
Практика показывает, что статическая выносливость отлично воспитывается с помощью упражнений в опоре, связанных со значительным напряжением и с элементами статики. При этом в виде отдыха рекомендуются динамические упражнения и упражнения на расслабление.Отличным средством воспитания общей выносливости считается медленный бег, особенно по пересеченной местности. 
В практике школы возможно применение методов медленной, повторной и равномерной работы. К такому мнению приходят многие исследователи, считая, что выносливость необходимо воспитывать с младшего школьного возраста, используя медленный бег в течение 8-30 мин, регби, футбол - 30-60 мин. Объем и интенсивность работы при воспитании выносливости нужно регулировать интервалами отдыха, ориентируясь на показатели пульса, величина которого не должна превышать у школьников 190 ударов в минуту. Продолжительность отдыха при пробегание дистанций от 30 до 80 м может составлять от 1 до 1,5 мин. При пробегание от 150 до 250 м интервал увеличивается до 3-4 мин. 
При развитии выносливости применяется серия разнообразных средств тренировочного воздействия. Равномерный метод работы заключается в том, чтобы давать нагрузку с учетом индивидуальной физической подготовленности школьников и регулировать ее во времени. Упражнения при этом методе выполняются в одном темпе, без скачков и ускорений. Регулировать нагрузку количеством повторения упражнений при достаточных интервалах отдыха позволяет метод повторений. Сменной работы метод заключается в том, чтобы упражнения выполнялись в переменном темпе. Что касается интервалов отдыха между выполнением упражнений на выносливость, то они зависят от длины дистанции и составляют от 1 до 4 мин. ЧСС у учащихся в зависимости от физической подготовленности - от 140 до 180 ударов в минуту. 
Интенсивность выполнения упражнений при развитии выносливости должна быть выше критической -75-80% максимальной. Интервалы отдыха, как правило, заполняются малоинтенсивной работой. 
Гибкость в школьном возрасте взаимосвязана с другими физическими способностями и влияет на уровень их развития. 
Так, для позвоночника применяют наклоны из различных исходных положений, которые с помощью и без помощи партнера, для тазобедренного сустава - махи ногами в переднезаднем и поперечном направлениях, выпады, шпагат в упоре на руках с покачиванием, упражнения у гимнастической стенки, для суставов плечевого пояса - рывки руками в разных плоскостях, вращения руками, упражнение с палками, упражнения у гимнастической стенки. 
При развитии гибкости наряду с динамическими упражнениями применяются и статические. Рекомендуется использовать две группы упражнений, которые различаются по режиму работы мышц: в первой группе растяжения чередуется с расслаблением или сокращением, во второй - создается равномерная нагрузка на мышцы. Таким образом, динамические и статические упражнения по-разному влияют на увеличение активной и пассивной гибкости. Смешанные упражнения (динамико-статические) увеличивают как активную, так и пассивную подвижность.Итак, для развития гибкости можно использовать динамико-статический режим. 
Возрастные особенности дозирования физических нагрузок мальчикам такие: для позвоночника - от 45 до 60 повторений, для тазобедренного сустава - от 30 до 35 повторений на каждую ногу, для суставов плечевого пояса - от 25 до 35 повторений на каждую руку. При этом упражнения выполняются сериями - 3-5 ритмических повторений с постепенно увеличивающейся амплитудой. При появлении болевых ощущенийупражнения прекращаются. Через каждые 10 дней количество повторений увеличивается. 
Дозировка упражнений на гибкость у девочек (девушек) школьного возраста несколько отличается от дозировки для мальчиков (юношей). 
Особенность методики развития гибкости состоит в следующем. Для развития гибкости применяются упражнения с увеличенной амплитудой движения. Они делятся на активные и пассивные. К последним относятся упражнения с самозахватом, с помощью партнера или груза. По увеличению степени воздействия на организм эти упражнения примерно соответствуют порядку их перечисления - в ​​такой жепоследовательности их следует включать в комплекс по развитию гибкости. 
При развитии гибкости наряду с динамическими упражнениями целесообразно использовать и статические. Фиксация отдельных частей тела проводится в пределах 20-30 с. Упражнения на гибкость дают положительный эффект, если выполняются каждый день или два раза в день.Наиболее удобным следует признать время с 10 до 11 ч и с 15 до 16 ч 
Если необходимо увеличивать гибкость внешними факторами, то занятия проводятся в утепленном помещении или применяется усиленная разминка. Как правило, упражнение на гибкость включается или в первую часть урока - при выполнении общеразвивающих упражнений, или в конце основной, но перед упражнениями на развитие других физических способностей. 
Количество повторений при развитии подвижности различных суставов составляет для мальчиков от 30 до 60 раз, а для девочек от 15 до 40 (в отдельных случаях до 55). 
Упражнения на гибкость выполняются комплексами, по 3-5 повторений в каждом. Интервалы между ними заполняются упражнениями на расслабление. 
В комплексы упражнений для воспитания гибкости можно включать упражнения с предметами, без предметов, с помощью партнеров, без их помощи и т. д. При этом не следует добиваться предельного развития гибкости. Развитие ловкости в школьном возрасте. Ловкость воспитывается в процессе обучения , усвоение многих и разнообразных двигательных умений и навыков.  Эффективным средством воспитания ловкости являются подвижные игры, гимнастика , акробатика, легкоатлетические прыжки, метания. При выполнении упражнений, направленных на воспитание ловкости, соблюдаются следующие методические приемы: применение необычных исходных положений; зеркальное выполнение упражнений; изменение скорости, темпа движений, пространственных границ, в которых выполняется упражнение; изменение способов выполнения упражнений; противодействий;усложнение упражнений дополнительными движениями. Интервалы отдыха должны быть достаточными для относительно полного восстановления. Следующие упражнения рекомендуется выполнять, когда значительно не сказывается предварительная нагрузка. Основной задачей при развитии ловкости является овладение новыми разнообразными двигательными навыками и их компонентами. Если упражнение не имеет новизны, ловкость не развивается. Упражнения, направленные на воспитание ловкости, целесообразно проводить в начале основной части тренировочного урока и включать в каждое занятие.

Ниже приведен комплекс упражнений, который предлагается вам для практического применения.

Комплекс упражнений для развития физических качеств.

Через развитие физических качеств (силы, выносливости, быстроты, ловкости, координации) повышается физическая подготовленность учащихся. Предлагаемый комплекс упражнений воздействует на все основные группы мышц. Его назначение:

– укрепление основных мышечных групп;
– комплексное развитие двигательных качеств.

Упражнения подобраны таким образом, что их могут выполнять все учащиеся, независимо от возраста. Упражнения выполняются за определенный промежуток времени. Количество повторений каждого упражнения имеет свою стоимость в очках.
Каждый ученик может самостоятельно фиксировать свои результаты и по таблице сравнивать их с результатами своих товарищей. Это стимулирует учащихся к систематическим занятиям.


Данный комплекс упражнений можно выполнять не только на уроках физической культуры или тренировочных занятиях, но и в домашней обстановке. 

Комплекс состоит из 9 упражнений. Каждое упражнение выполняется в течение 15 сек. в максимальном темпе (за исключением упражнения 9). Результаты записываются в табл. 2.

1. Упражнение на координацию движений (равновесие)

И.п. – стоя на одной ноге, другая, согнутая, упирается стопой о колено опорной ноги. Руки вытянуты вперед, глаза закрыты.

Пример: потеря равновесия произошла на 6й секунде, значит, в таблицу записывается 6 очков. Учитель громко ведет счет секунд, чтобы ученики слышали и определяли, на какой секунде нарушено равновесие.

2. Упражнение на развитие силы рук и плечевого пояса

И.п. – упор лежа на полу (девочки – на повышенной опоре). Сгибание и разгибание рук. Фиксируется количество отжиманий.

3. Упражнение на развитие силы мышц ног («Пистолет»)

И.п. – стоя боком с опорой рукой о стену, подоконник, гимнастическую стенку. Приседание поочередно на одной и другой ноге. Фиксируется количество приседаний.

4. Упражнение на развитие боковых мышц живота

И.п. – упор сидя сзади, ноги вместе. Перенести ноги слева направо и обратно через предмет длиной 60–70 см (палка, рейка), не задев его. Фиксируется количество повторений с одной стороны (с правой или с левой).

5. Упражнение на развитие выносливости в прыжках

Выполняются прыжки через препятствие (гимнастическая палка, скамейка высотой 25–30 см или линия шириной 20–30 см).
И.п. – стоя боком к препятствию. Выполняются прыжки на обеих ногах через препятствие с одной стороны в другую и обратно. Фиксируется количество повторений с одной стороны.

6. Упражнение на развитие мышц брюшного пресса

И.п. – сидя на полу, ноги закреплены, руки за головой, пальцы в «замок». Опускание и поднимание туловища. Фиксируется количество подъемов.

7. Упражнение на развитие быстроты и скоростной выносливости

И.п. – упор стоя о подоконник, стену, стол. Бег с высоким подниманием бедра. Количество шагов, выполненных за 15 сек., разделим на 5 (для сопоставления с другими показателями). Получаем количество очков.
Например, выполнено 40 шагов: делим 40 на 5, получаем 8 очков. Для удобства подсчета лучше считать шаги только одной ногой, затем удваиваем их количество. Полученное число делим на 5.

8. Упражнение на развитие подвижности в тазобедренных суставах

И.п. – о.с., в руках палка хватом сверху. Поочередный перенос ног через палку, сохраняя вертикальное положение туловища. Одно движение ногой вперед и назад дает 1 очко.

9. Упражнение на развитие силы мышц ног

Для выполнения этого упражнения на стене нанесена сантиметровая разметка.
И.п. – о.с., руки вверх. Из полуприседа прыжок вверх. Нужно коснуться рукой разметки на стене. Из полученного результата (в сантиметрах) вычесть рост ученика с вытянутой вверх рукой. Полученный результат разделить на 5 (для сопоставления с другими результатами). Например: прыжок вверх – 230 см, а рост ученика с вытянутой рукой – 200 см. 230 см – 200 см = 30 см. Разделим 30 на 5. Полученный результат равен 6 очкам, записываем его в таблицу.

При выполнении упражнений следует обращать внимание на следующие моменты:

  • Упражнение 1 – руки прямые, глаза закрыты.
  • Упражнение 2 – туловище держать прямо, не прогибаться и не выгибаться.
  • Упражнение 3 – приседать глубже.
  • Упражнение 4 – ноги в коленях не сгибать.
  • Упражнение 5 – прыжки выполнять боком, не поворачиваться.
  • Упражнение 6 – ноги в коленях не сгибать, руки на затылке, пальцы не расцеплять.
  • Упражнение 7 – бедро поднимать до уровня пояса, туловище держать прямо.
  • Упражнение 8 – туловище держать прямо.
  • Упражнение 9 – касаться разметки одной рукой.

На одном из уроков учащиеся знакомятся с комплексом упражнений, а также с системой оценивания и подсчета очков (табл. 1).

На последующих уроках учащиеся учатся правильно выполнять упражнения (3–4 упражнения на уроке) и записывать их.

Во время тестирования класс делится на две группы: первая выполняет упражнения, а вторая ведет подсчет и запись результатов; затем группы меняются ролями (см. табл. 2).

Таблица 1

Оценка результатов

Класс

Пол

Количество очков

удовлетворительно

хорошо

отлично

10

Юноши

75

85

95

Девушки

60

75

85

11

Юноши

85

90

100

Девушки

70

80

90

Таблица 2

Запись контроля результатов

Дата

Номер упражнения

Всего

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

10

10

9

6

12

12

8

10

16

83

Благодаря такой форме контроля ученик может подсчитывать, сколько очков он набирает при выполнении каждого упражнения в отдельности и всего комплекса в целом, по таблице.

Это позволит учащимся выполнять упражнения систематически и целенаправленно. Следует также обратить внимание на те упражнения, показатели по которым невысоки. Для развития этих физических качеств необходимы домашние задания. При выполнении упражнений нужно стремиться к постоянному улучшению результатов.

При систематическом выполнении данного комплекса упражнений и постоянном контроле повышается уровень физической подготовки учащихся, что способствует развитию кондиционных и координационных способностей.

Передвижение, зайдите на сайт - http://dokaball.com.ua/trenirovki-i-videouroki/806-tekhniki-igry-v-futbol

 Искусство владения мячом - http://video.bigmir.net/show/441270/

Дриблинг в Футболе обучение на видео " Футбол-Видео.ру

http://hitpen.ru/video/ulutchshaem-tehniku-vladeniya-myatcha-326

 

Как правило, футболисты, обладающие сильными и точными ударами, становятся большими мастерами.


Удары с точки зрения механики можно разделить на два вида: центральные (прямые) и  эксцентричные (кос­венные).
Удары считаются центральными, если их направление проходит через центр тяжести тела (мяча). В футбольной практике центральные удары принято называть пря­мыми.
Удар, направление которого проходит в стороне от центра тяжести тела (мяча), называется эксцентричным, или косвенным. В футболе такие удары обычно назы­вают резаными.

 

 

РЕЗАНЫЙ УДАР


При малейшем смещении точки удара он полу­чается резаным. (В "природе" больше всего резаных ударов, а их-то как раз в командах меньше всего изучают).

 

При резаном ударе его силу (У) можно разложить на две составляющие (Д и В). Сила Д придает посту­пательное движение мячу, а сила В вызывает его вра­щение (рис. 2). При резаном ударе движение мяча про­исходит по направлению силы Д с некоторым отклоне­нием в сторону его вращения.
Для того чтобы резаным ударом попасть в ту же точ­ку А, что и при прямом, удар надо нанести под некоторым углом, чтобы сила, вызывающая поступатель­ное движение Д, была направлена в цель с учетом неко­торого отклонения в сторону вращения. Иначе говоря, чтобы попасть резаным ударом в точку А, надо целиться в точку Б (рис. 3).
При резаном ударе его сила, а следовательно, ско­рость и дальность полета мяча будут несколько меньши­ми, чем при прямом ударе.

 

ТОЧНОСТЬ  УДАРОВ

 

Почти в каждой игре футболисты десятки раз пытаются поразить ворота соперников. Однако очень часто мяч после их ударов летит мимо ворот. Это проис­ходит чаще всего потому, что игроки при выполнении ударов не попадают в нужную точку мяча. (Например, при ударе мяч подпрыгнул на неровности поля или иг­рока, который в это время собирался бить по мячу, под­толкнул соперник. Подобная ситуация в какой-то мере может оправдать игрока, но зачастую ошибки вызывают­ся небрежностью, невнимательностью, непониманием, недостаточной тренированностью.)


Наиболее опытные футболисты, выполняя штрафные удары, тщательно устанавливают мяч, определяют воз­можности взятия ворот, прицеливаются, стараясь очень точно нанести удар по мячу. Они хорошо знают цену точности приложения удара, выбирая определенное ме­сто (дольку), по которому надлежит нанести удар. Здесь уместно заметить, что при ударе с 20 метров от цели в приложении удара достаточно ошибиться всего лишь на 1 сантиметр, чтобы мяч ушел от этой цели (например, по горизонтали) почти на 2 метра в сторону.


Чтобы хорошо выполнять удары, нужно знать теоре­тические обоснования выполнения этих ударов, а в уп­ражнениях находить их практический смысл.

 

 

Интересна такая деталь. По техническому исполне­нию удары по мячу внутренней стороной стопы (щечкой) и носком являются довольно простыми,   но   при   ударе носком мяч летит гораздо чаще мимо цели, чем при ударе внутренней стороной стопы. В чем тут дело?

 

На рис. 4 показан удар внутренней стороной стопы в двух положениях. На рис. 4, а точка приложения ноги находится примерно на сере­дине стопы, а на рис. 4, б она смещена ближе к носку. Не­смотря на это смещение, место приложения удара ос­тается прежним и мяч в обоих случаях будет дви­гаться в одном и том же на­правлении. Неточный удар может получиться только в том случае, если стопа будет несколько повернута, то есть плоскость стопы будет непер­пендикулярна к направлению удара. В этом случае точ­ка его приложения несколько сместится. Удар получится резаным, и мяч полетит мимо цели  (рис. 5).


На рис. 6 показан удар носком. Из рисунка видно, что даже при незначительном смещении носка изменяется место приложения удара и, следовательно, направле­ние полета мяча.


Сравнение удара внутренней стороной стопы с ударом носком показывает, что при ударе носком требуется го­раздо большая исполнительская точность, что не всегда удается сделать. В этом и заключается сложность удара носком, изучением которого не очень-то занимаются в командах.

Рис.6

Выполняя удар по мячу с места, футболисты порой неправильно выбирают точку приложения удара как по горизонтали, так и по вертикали. Во время игры мяч гораздо чаще летит выше ворот, чем в ворота. Это про­исходит потому, что игроки недостаточно точно рассчи­тывают свой разбег перед ударами и ставят опорную но­гу слишком далеко от мяча   (сзади),   из-за   чего   удар получается снизу вверх (рис. 7) и мяч летит выше цели. Для того чтобы мяч летел на небольшой высоте, необ­ходимо опорную ногу ставить рядом с мячом (сбоку) и хорошо оттянуть голеностоп бьющей ноги. В этом слу­чае удар по мячу придется несколько выше (рис. 8).

Рис. 7

К этому надо добавить, что во многих случаях (осо­бенно при передачах мяча) удары не достигают цели из-за того, что футболисты недостаточно точно рассчи­тывают силу удара и скорость движения партнера.


Для отработки точности эффективны различные уп­ражнения в ударах у стенки, у батута, а также проводи­мые на футбольном поле. Например, из одной точки можно направлять мяч в другие, расстояние до которых неодинаковое, и, наоборот, бить из разных точек в одну (рис. 9).


С помощью таких упражнений вырабатывается спо­собность к дифференцировке пространственных и вре­менных параметров движений и необходимых усилий, в результате чего удар становится более точным.


Во время игры футболистам чаще всего приходится производить всевозможные удары по движущемуся мя­чу, которые, конечно, выполнять гораздо труднее, чем по неподвижному. Необходимо учитывать направление и скорость приближения мяча, с тем чтобы определить, по какой точке мяча, в каком направлении и с какой силой следует нанести удар. Сделать это довольно трудно, так как игроку необходимо определить еще и игровую ситу­ацию, увидеть партнеров, точно адресовать мяч и т. д.


Рассмотрим такой случай   (рис.   10).   Нападающий, пройдя по правому краю и видя, что его партнер находится в выгодном положении перед воротами, сильным и точным ударом направляет ему мяч для завершения атаки. Для того чтобы мяч попал в ворота, принимающе­му подачу достаточно лишь подставить ногу (или голо­ву) под определенным углом. В данном случае игроку надо изменить направление полета мяча на 90°. Как это выполнить технически?

 

По законам механики упругое тело, ударяясь о плос­кость под каким-либо углом, будет отражено под таким же углом. Значит, в этом случае футболист должен под­ставить ногу (или голову) под углом, равным 45°. Если же игроку нужно изменить направление движения мяча на 60° (рис. 11), он должен подставить ногу (голову) под углом 30°. Другими словами, для того чтобы изменить направление движения мяча на какой-либо угол, игроку нужно подставить ногу перпендикулярно линии (NN), делящей этот угол пополам.

 

Как же поступить игроку, чтобы изменить направле­ние движения мяча посредством удара?


Если игрок ударит по мячу в направлении цели, то он не попадет в нужное место, так как скорость мяча после удара будет равна геометрической сумме скоро­стей и мяч будет направлен по их равнодействующей (рис. 12). Придать нужное направление мячу можно в том случае, если произвести удар под некоторым углом к движению мяча.


Поскольку мяч (рис. 13) имеет первоначальную ско­рость движения П, то при встрече с ударяемой поверх-

Упражняясь в производстве таких ударов, футболи­сты должны внимательно изучить изменение направления и скорости полета мяча после ударов в зависимости от его первоначальной скорости и направления и опреде­лить практическую сторону подобной ситуации. Соответ­ствующие специальные упражнения успешно можно вы­полнить у щита или стенки.

 

Приведу одно из таких упражнений: игрок, находясь от щита на определенном расстоянии, производит удары по неподвижному мячу, направляя его в определенный квадрат. После этого ему посылают мяч то с одной, то с другой стороны (параллельно щиту), а игрок, подставляя поверхностью ноги или головы мяч прежде всего должен отра­зиться под тем же углом, что и в предыдущем примере, и принять направление П. Однако в этот же момент производится удар, благодаря которому мяч приобре­тает еще скорость У. Для определения действительного полета мяча нужно сложить скорость П со скоростью У по правилу параллелограмма. В результате мяч примет направление их равнодействующей Д и попадет в цель. Таким образом, футболист должен сделать вывод: когда производится удар по летящему мячу, не всегда нужно целиться в намеченную точку, чаще всего надо сделать поправку, учитывая скорость полета мяча и его направление. Нетрудно понять, что при движении мяча с правой стороны последующий удар наносится несколько навстречу движению мяча (под углом) —слева направо.

 

Безусловно, дать формулу для определения направ­ления и силы удара для каждого случая невозможно. Но игрок должен найти причины своих ошибок и испра­вить их с помощью соответствующих упражнений.

 

СИЛА  УДАРОВ


Сильный и точный удар по воротам, разумная и точная передача нужны любому игроку, независимо от номера на спине. Однако некоторые тренеры считают, что сила удара является каким-то врожденным качест­вом и подыскивают футболистов, обладающих им. Меж­ду тем силу удара можно развить точно так же, как бы­строту бега, прыгучесть и другие качества.


Посмотрим, от чего же зависит сила удара, а следо­вательно, дальность и скорость полета мяча. Прежде всего надо напомнить, что скорость движения каких-либо тел после удара зависит от скорости столкновения их масс (веса) и упругости. Поскольку вес игрока и мя­ча, а также упругие свойства мяча и соприкасающиеся с ним поверхности бутсы довольно постоянны, то можно заключить, что при ударе по неподвижному мячу ско­рость его полета зависит только от скорости движения, с которой футболист наносит этот удар.


Согласно законам механики, если при ударе вес од­ного тела (игрока) во много раз превышает вес другого (мяча), то более легкое тело после удара будет двигать­ся почти в два раза быстрее другого тела (ударяющей ноги). Иначе говоря, при ударе по неподвижному мячу он приобретает скорость в два раза большую, чем ско­рость махового движения ноги. Отсюда следует общий вывод: сила удара зависит от скорости махового движе­ния ноги.


В свою очередь, скорость махового движения скла­дывается из трех   компонентов:  

  1. быстроты   махового движения бедра при выносе ноги вперед (движение в тазобедренном суставе);
  2. быстроты махового движе­ния голени (при разгибании коленного сустава);
  3. бы­строты движения игрока в момент удара.

Ясно, что для наибольшей силы удара должны быть выполнены все эти три условия одновременно. Только кропотливая и регулярная тренировка позволит добиться слитности этих движений.


При ударе с места (без разбега) по летящему мячу зачастую поступательное движение игрока сменяется резким поворотом (вращением) на опорной ноге, что так­же создает большую силу удара. На силу удара влияют и упругие свойства мяча и соприкасающаяся с ним по­верхность бутсы, которые в определенной степени изме­няют скорость полета мяча.


Бутсы должны быть подогнаны к ноге. Желательно также, чтобы носки обуви были жесткими. Ко всему это­му нужно добавить, что в момент удара нога должна быть напряжена, иначе удар ослабится за счет аморти­зации.
Наиболее сильные удары получаются в тех случаях, когда они наносятся по движущемуся навстречу вам мя­чу или под некоторым углом.


Внимательный взгляд на мяч, быстрый разбег, пра­вильная постановка опорной ноги, резкое маховое дви­жение и точное приложение бьющей ноги обеспечивают сильный и точный удар.

 

 

Категория: 10 класс | Добавил: Правитель_Бабаколэнда
Просмотров: 1846 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz