Биология
Тема 1-2
Мир животных как составная часть природы. Разнообразие животных и их классификация. Роль животных в жизни человека.
Цель: сформировать у школьников понятие о царстве Животных как составной части природы. Сформировать у учеников представление об особенностях классификации животных организмов, об основных таксономических группах животных, о значении животных в природе и жизни человека.
Данный урок можно начать с обсуждения такого вопроса: «Как вы думаете, могут ли животные существовать независимо от других живых организмов? Здесь же вспомнить основные царства живой природы (Животные, растения, бактерии, грибы, вирусы).
Признаки живых организмов.
- Природа
- Живая не живая
- Движение
- Дыхание (появление специальной системы органов)
- Питание
- Выделение
- Рост
- Развитие
- Размножение
- Обмен веществ
- Клеточное строение
- Сходный химический состав
- Раздражимость – появляется нервная система и рефлексы
Организмы, не имеющие нервной системы, например простейшие или растения, лишены рефлексов. Их реакции на воздействие внешних факторов выражаются в изменении характера движения или роста. Ответные реакции простейших одноклеточных животных называют таксисами. Например, положи тельный фототаксис — движение по направлению к свету, отрицательный фототаксис — движение по направлению от света.
Под тропизмами понимают определенный характер роста, свойственный растениям. Так стебель обладает положительным гелиотропизмом, по сколько растет по направлению к солнцу, а корень обладает положительным геотропизмом, поскольку его рост осуществляется по направлению к центру Земли. Для растений характерны также настии — движение частей расти тельного организма, например листьев, в течение светового дня, зависящее от положения солнца.
Дискретность
Само слово дискретность произошло от латинского discretum, что означает прерывистый, разделенный, состоящий из отдельных частей. Дискретность — всеобщее свойство материи. Жизнь на Земле проявляется в виде дискретных форм. Любая биологическая система (например, организм, популяция, вид, биоценоз) состоит из отдельных, но, тем не менее, взаимосвязанных и взаимодействующих частей, образующих структурно-функциональное единство.
Авторегуляция
Авторегуляция (саморегуляция) тесно связана с гомеостазом. Гомеостаз — это способность живых организмов, живущих в непрерывно меняющихся условиях среды, поддерживать постоянство своего химического состава и интенсивность физиологических процессов. Авторегуляция осуществляется с помощью гомеостаза. Пример – терморегуляция.
Животные в системе органического мира
Черты отличия от царства животные:
Признак
|
Растения
|
Животные
|
1. Способ питания
|
Автотрофные, реже гетеротрофные
|
Гетеротрофные
|
2. Обмен веществ
|
Идет за счет фотосинтеза
|
Идет за счет поступления веществ с пищей
|
3. Способность к передвижению
|
Неактивное, тропизмы, таксисы
|
Активное
|
4. Целлюлозная оболочка
|
Имеется
|
Отсутствует
|
5. Ткани
|
Образовательная, покровная, проводящая, механическая, основная
|
Эпителиальная, мышечная, соединительная, нервная
|
6. Системаорганов
|
Вегетативные: стебель, корень, лист Репродуктивные: цветок, семя, плод
|
Соматические: опорно-двигательная, кровеносная, дыхательная, выделительная, пищеварительная, покровная, эндокринная, нервная Репродуктивная: половая
|
7. Нервная деятельность
|
Отсутствует
|
Имеется
|
8. Роль в цепи питания
|
Продуценты
|
Консументы
|
Черты сходства
1 — общность происхождения;
2 — обмен веществ (питание, дыхание, выделение);
3 — клеточное строение;
4 — способы размножения;
5 — кодирование, передача и реализация наследственной информации;
6 — раздражимость.
Систематика животных.
Вспомните принципы классификации растений!
Для того что бы сориентироваться в многообразии животных, прежде всего необходимо их систематизировать. Этим занимается наука систематика животных. Основы систематики животных ввел К. Линней.
Чтобы упорядочить многообразие животных нужно их поделить на таксоны:
Для растений характерны следующие таксоны: вид, род, семейство, порядок, класс, отдел, царство.
Для животных характерны следующие таксоны: вид, род, семейство, отряд, класс, тип, царство.
Основной систематической единицей является вид.
Вид – группа особей сходных по строению, образу жизни, проживающая на определенной территории, свободно скрещивающихся и дающих плодовитое потомство.
В природе существуют лишь виды, а все остальные таксоны искусственны, так как являются объединениями видов. Учеными принято для систематического названия организмов использовать латинский язык. Видовые названия организмов состоят из двух частей – родового и видового названий.
Царство животные
Подцарство Одноклеточные, Многоклеточные
Далее схемы отражающие систематику царства животных. В приведенной таблице такая система классификации проиллюстрирована несколькими примерами.
Тип
|
Хордовые
|
Хордовые
|
Хордовые
|
Хордовые
|
Подтип
|
Позвоночные
|
Позвоночные
|
Позвоночные
|
Позвоночные
|
Класс
|
Костные рыбы
|
Земноводные
|
Млекопитающие
|
Млекопитающие
|
Отряд
|
Сельдеобразные
|
Бесхвостые
|
Хищные
|
Приматы
|
Семейство
|
Лососевые
|
Лягушковые
|
Кошачьи
|
Гоминиды
|
Род
|
Форели
|
Настоящие лягушки
|
Кошки
|
Люди
|
Вид
|
Форель ручьевая
|
Лягушка леопардовая
|
Кошка домашняя
|
Человек разумный
|
Научное название
|
Salmo trutta
|
Rana pipiens
|
Felis catus
|
Homo sapiens
|
Роль животных в природе и жизни человека
- Пища
- Эстетическое удовольствие
- Сырье для производства
- Лекарства
- Помощники на различных работах
- В науке и медицине
- Вредители, паразиты, болезнетворные и ядовитые животные.
Роль в природе
1.Опылители
2.Распространение семян и плодов
3. Санитары.
4. Участники пищевых цепей (консументы)
5. Почво и ландшафтообразование (раковины отмерших моллюсков)
Животные Украины
Эндемики – (от эндемос – местный ) вид, ограниченный в своем распространении относительно небольшой территории.
Вопросы для учащихся (ответы на вопросы записать в тетрадь)
1. По каким критериям были выделены четыре царства: Животные,
Растения, Грибы и Дробянки?
2.Что такое система природы? Из каких компонентов (частей) состоит окружающий нас мир?
3.Назовите основные свойства живого. Как эти свойства взаимосвязаны?
4.Приведите примеры взаимосвязей растений, грибов, животных
и микроорганизмов.
5. Каково место животных в системе живой природы?
6. Попробуйте разделить всех животных на группы. С чего вы начнете выполнение этого задания?
7. На Ваше усмотрение выберите пять разных животных являющихся эндемиками Украины, определите их схему классификации и напишите их краткую характеристику.
Домашнее задание: Выучить §1,2, ответить на вопросы после параграфа. |