Химия
Тема 3-4
Краткие тезисы из истории химии. Основные этапы развития химии.
Цель: ознакомить с особенностями развития химии как науки; рассмотреть значение основных этапов развития химии и её становления как науки; привести гипотезы о происхождении слова «химия»; развивать представление о эволюции знаний.
Возникновение химии.
Химия возникла в седую древность. Задолго до нашей эры в разных регионах Древнего мира (Египет, Китай, Индия) возникали ремесла, которые основывались на использовании химических процессов. Археологические раскопки свидетельствуют о том, что еще на заре развития человеческого общества добывались и перерабатывались некоторые руды, глины, пески. Более 6 ООО лет тому назад для изготовления оружия, инструментов и сельскохозяйственных орудий люди использовали железо, а более 5 ООО лет тому назад египтяне умели добывать и обрабатывать медь.
Античный мир знал золото, серебро, ртуть, сплав меди с оловом —бронзу. Приблизительно в то же время человек научился изготовлять стекло, керамику. За много лет до нашей эры пользовались серой, природной содой, минеральными красителями, растительным маслом, смолой, обрабатывали кожу, изготовляли косметические средства, зажигательные снаряды. Не менее трех тысячелетий известна людям нефть. Несколько позднее начали изготовлять фарфор и бумагу. Однако никаких научных представлений о составе вещества и его превращениях в Древнем мире не было.
Алхимический период развития химии.
В первые столетия нашей эры химические знания начали распространяться в Греции и Риме. Несколько позже химия достигла значительного развития у арабов. Арабы начали называть химию алхимией. Главная цель алхимиков состояла в поисках так называемого философского камня, с помощью которого якобы можно превращать любой металл в золото, лечить болезни, возвращать молодость, увеличивать продолжительность жизни. В бесплодных поисках философского камня алхимики приобрели огромный практический опыт, открыли много новых веществ, усовершенствовали технику эксперимента. Однако химические знания в этот период накапливались очень медленно. Это объясняется крайне низким уровнем средневекового производства.
Алхимический период длился приблизительно с IV по XVI век. С эпохи Возрождения учение алхимиков все больше подвергается сомнению, вызывает недоверие. Химические исследования в большей степени начинают подчиняться потребностям практики. В общем химия и химические ремесла средневековья и древности всегда служили удовлетворению потребностей быта, медицины, военного дела. Однако химии как науки тогда еще не было. Существовали разрозненные химические знания и преимущественно кустарные ремесла, опирающиеся на практический опыт, часто случайный, который передавался из поколения в поколение.
Становление химии как науки.
Большое значение для становления химии как науки имели работы английского ученого Р. Бойля. Он впервые дал научно обоснованное определение химического элемента как границы разложения вещества на составные части. Экспериментальные исследования Р. Бойля стали началом химии как науки. Однако Р. Бойль не выдвинул ни одной теории, которая бы обобщила накопленный экспериментальный материал.
В конце XVII в. немецкий химик Г. Шталь создал так называемую теорию флогистона. В соответствии с этой теорией, все вещества содержат в своем составе невесомый и неуловимый флогистон, который во время горения вещества или плавления металлов выветривается, исчезает. Таким образом, теория флогистона рассматривала процесс горения вещества, окисления металла как реакцию разложения.
Теория флогистона была ошибочной, однако она существовала на протяжении столетия. Это объясняется тем, что в ту историческую эпоху, когда в исследованиях преобладал качественный подход, это была первая теория в химии, которая давала общее, хотя и ошибочное, объяснение многим химическим превращениям, связанным с процессами плавления металлов и горения. Со временем появилось много фактов, противоречащих Теории флогистона, и в конце почти столетнего существования эта теория стала тормозом в развитии химии.
В 1756 г. русский ученый М. В. Ломоносов на основе многочисленных опытов доказал, что во время горения и окисления вещество не разлагается, а, наоборот, соединяется с частицами воздуха. Французский ученый А. Лавуазье в 1774 г. доказал, что этой составной частью воздуха является кислород. Работы А. Лавуазье окончательно опровергли теорию флогистона и создали правильное, научное представление о сущности процессов горения и окисления.
Следующий период истории химии, охватывающий весь XIX век, имел решающее значение в развитии химии как науки. В этот период разрабатываются теоретические основы химии, центральной проблемой становятся атомистические представления. Поэтому основателями современной химии считают М. В. Ломоносова и английского ученого Дж. Дальтона, которые возродили представления о прерывистом строении материи, существовавшие еще в древние времена, и создали атомно-молекулярное учение — основу химической науки.
Современная химия представляет собой огромную отрасль человеческих знаний и играет важную роль в жизни общества.
Ссылка на видео урок "Краткий очерк истории развития химии"
http://yandex.ua/video/search?text=%D0%92%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%20%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%20%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D1%82%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D1%81%D1%8B%20%D0%B8%D0%B7%20%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8%20%D1%85%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D0%B8.%20%D0%9E%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D1%8D%D1%82%D0%B0%D0%BF%D1%8B%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F%20%D1%85%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D0%B8&path=wizard&filmId=H-h2bpqKUXI&fiw=0.0213489
Задание для учащихся
На Ваше усмотрение выберите двух известных ученых принимающих непосредственное участие в становлении химии как науки, напишите их биографию, а также подробно укажите, какими именно научными работами, теориями или тезисами, каждый из них смог привнести вклад в становлении химии как науки.
Домашнее задание: повторить §1, выучить § 2.