Химия
Урок 1,2
Введение. Химия естественная наука. Химия в окружающем нас мире.
Цель урока: Сформировать представление о предмете химия, показать связь химии с другими естественными науками; ознакомить учащихся с основными направлениями применение химических знаний; ознакомить учащихся с правилами поведения в кабинете химии.
Базовые понятия и термины: химия, предмет изучения химии, вещества.
Химия - естественная наука. Ты уже знаешь, что к естественным наукам относят физическую географию, астрономию, физику, биологию, экологию и другие. Они изучают объекты и явления природы.
Химия изучает состав, свойства и превращения веществ, а также явления, которые сопровождают эти превращения.
Поразмыслим, какое место занимает химия среди других наук. Она обеспечивает их веществами, материалами и современными технологиями. И вместе с тем использует достижения математики, физики, биологии, экологии для собственного дальнейшего развития. Следовательно, химия -центральная, фундаментальная наука.
Все больше стираются границы между химией и другими естественными науками. На границе исследований физических и химических явлений возникли физическая химия и химическая физика. Биохимия - биологическая химия - изучает химический состав и структуру соединений, содержащихся в живых организмах. Она исследует пути и способы регуляции превращений веществ, энергетику процессов, происходящих в клетке и в организме. Геохимия - наука о распространенности и миграции химических элементов на Земле.
Химия – органическая, химия – неорганическая, физическая химия, аналитическая химия, биохимия, геохимия, стереохимия, квантовая химия, предмет в школе – химия.
Работа с высказываниями о химии:
Прочитайте высказывания известных людей о химии и значении химии в жизни человека:
Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие. (М.В. Ломоносов)
Изучение химии имеет двоякую цель: одна – усовершенствование естественных наук, другая – умножение жизненных благ" (М.В. Ломоносов)
Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции». (М.В. Ломоносов)
Ближайший предмет химии составляет изучение однородных веществ, из сложения которых составлены все тела мира, превращений их друг в друга и явлений, сопровождающих такие превращения. (Д.И. Менделеев)
«Посев научный взойдёт для жатвы народной» (Д.И. Менделеев)
Химия – это область чудес, в ней скрыто счастье человечества, величайшие завоевания разума будут сделаны именно в этой области. (М. Горький)
Кто не понимает ничего, кроме химии, тот и ее понимает недостаточно. (Георг Кристоф Лихтенберг)
Всякий необходимо причиняет пользу, употребленный на своем месте. Напротив того: упражнения лучшего танцмейстера в химии неуместны; советы опытного астронома в танцах глупы. (Козьма Прутков)
Химия озаряла меня величайшим наслаждением познания, ещё неразгаданных тайн природы… И я уверен, что он один из тех, кто заинтересуется химией, не пожалеет о том, что выберет эту науку в качестве своей специальности. (Н.Д. Зелинский)
"Все мы связываем с химической наукой прогресс в познании окружающего мира, новые методы его перестройки и усовершенствования. И не может быть в наши дни специалиста, который мог бы обойтись без знания химии." (Н.Н. Семенов)
Своими знаниями я обязан только самому себе. Я сам себя научил химии (Р. Вудворд, лауреат Нобелевской премии)
Химия создала свой предмет. Эта творческая способность, подобная искусству, коренным образом отличает химию от остальных естественных наук. (Марселен Бертло)
"...Мы уверенны, что химия не остановится в своём дальнейшем развитии" (А.М. Бутлеров)
Даже если вы ни черта не понимаете в химии, лежа в ванне, вы обязательно ПОЛНОСТЬЮ прочитаете состав шампуня на оборотной стороне. (Алексей Калинин)
Работа учащегося с текстом:
(Ответы записать в тетради)
1. Какие высказывания произвели на вас наибольшее впечатление?
2. С какими высказываниями вы согласны в большей степени и по чему?
3. С какими высказываниями вы не согласны?
Работа со стихотворением
автор Семен Щипачев.
Читая Менделеева
Другого ничего в природе нет
ни здесь, ни там, в космических глубинах:
все – от песчинок малых до планет –
из элементов состоит единых.
Как формула, как график трудовой
строй Менделеевской системы строгой.
Вокруг тебя творится мир живой,
входи в него, вдыхай, руками трогай.
Есть просто газ легчайший – водород,
есть просто кислород, а вместе это –
июньский дождь от всех своих щедрот,
сентябрьские туманы на рассветах.
Кипит железо, серебро, сурьма
и темно-бурые растворы брома,
и кажется Вселенная сама
одной лабораторией огромной.
Тут мало оптикой поможешь глазу,
тут мысль пытливая всего верней.
Пылинку и увидишь-то не сразу –
глубины мирозданья скрыты в ней.
§ Будь то вода, что поле оросила,
будь то железо, медь или гранит –
все страшную космическую силу,
закованную в атомы, хранит.
Мы не отступим, мы пробьем дорогу
туда, где замкнут мирозданья круг,–
и что приписывалось раньше богу,
все будет делом наших грешных рук!
Работа учащегося с текстом:
(Ответы записать в тетради)
1. Подумайте, что именно автор этим стихотворением пытался донести до нашего сознания?
2. Кто такой Д.И. Менделеев и какую роль он сыграл в становлении химии как науки?
3. Приведите пример ещё одного, любого автора, который освещает в своем произведении значение химии в жизни человека.
Домашнее задание: Выучить § 1, ответить на вопросы после параграфа. |