Химия
Тема 7-8
Вещества. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей.
Цель: сформировать понятие у учащихся о теле, веществе, материале и научиться их отличать; показать что каждое вещество имеет свои свойства; научить описывать и определять вещества по их физическим свойствам. Закрепить представление о чистых веществах и смесях их сходствах и отличиях; отработать способы разделения смеси.
Тело — это все, что имеет определенную массу и занимает тот или иной объем в окружающем пространстве.
Тела состоят из веществ и имеют определенную форму, размер, объем, массу. Из одного и того же вещества можно изготовить разные физические тела.
Материал — это вещество или комбинация веществ, обработанная или созданная человеком для изготовления определенного объекта с полезными функциями.
Вещество становится материалом лишь тогда, когда из него изготавливают вещи, которые удовлетворяют потребности человека.
Дерево, мрамор, глина, песок, гранит и т. п. - материалы естественного происхождения.
Чугун, бронза, цемент, вискоза, кевлар, стекло, полиэтилен, капрон, нанотрубки - материалы, созданные человеком.
Чистые вещества и смеси.
Ты уже знаешь, что различают индивидуальные вещества и смеси. А любой реальный объект - это комбинация нескольких (часто многих) веществ. Даже вещество, которое принято считать чистым, содержит определенные примеси. Химические реактивы, например, классифицируют по степени чистоты. Содержание основного вещества в так называемых чистых реактивах превышает 98 %. «Чистые для анализа» реактивы содержат примесей не более 1 % . А в «особо чистых» реактивах доля примесей составляет менее 0,00001 %.
Одно из важнейших заданий современной химии - получение сверхчистых веществ. Ведь без них невозможно развитие высоких технологий, в частности микроэлектроники.
В луче света ты можешь даже невооруженным глазом увидеть множество пылинок. Вот посмотри: всякий раз, когда солнечный свет проникает в наши жилища и мрак прорезает своими лучами, множество маленьких тел в пустоте ты увидишь мелькая, мечутся взад и вперед в лучистом сиянии света...
А так частички пыли выглядят при увеличении. Обрати внимание на их форму и размер. Очевидно, что необходимо использовать как традиционные (назови их), так и новейшие (назови их) средства для уменьшения содержания пыли в воздухе.
Вспомни, какие газы входят в состав воздуха. Является ли воздух однородной смесью?
Выполнять некоторые высокоточные технологические операции возможно только в так называемых чистых комнатах. «Чистая комната» - это сооружение, в котором регулируется содержание частичек пыли и поддерживается специфический микроклимат. В воздухе объемом один литр должно содержаться не более 2-4 частичек пыли.
В отличие от индивидуальных веществ, смеси можно физическими методами разделить на составные части.
Некоторые способы разделения смесей известны тебе из повседневной жизни. Так, например молочный сепаратор, с помощью которого из молока изготавливают сливки и масло.
Немало производственных процессов также связано с разделением смесей.
Вода в озере Кунигунда (Закарпатье) в несколько раз солонее морской. Если после купания в этом водоеме постоять на солнце, кожа быстро покроется слоем соли.
Назови явления, которые при этом происходят?
Опиши изображенный на рисунке 4.8 стр. 44, способ разделения смеси. Объясни, для чего его используют.
Подведем итоги
Вещество - это все, что имеет определенную массу и занимает тот или иной объем в окружающем пространстве.
Физические тела состоят из веществ и имеют определенную форму и размер.
Материал - это вещество (или комбинация веществ), обработанная или созданная человеком для изготовления определенного объекта с полезными функциями. Вещество становится материалом лишь тогда, когда из него изготавливают вещи, которые удовлетворяют потребности человека.
В отличие от индивидуальных веществ смеси можно физическими методами разделить на составные части.
Ссылка на видео урок "Методы разделения и отчистки веществ"
http://interneturok.ru/ru/school/chemistry/8-klass/bpervonachalnye-himicheskie-predstavleniyab/metody-razdeleniya-i-ochistki-veschestv
Домашнее задание: выучить § 4, ответить на вопросы после параграфа, выполнить следующие задания:
А) Заполнить таблицу, определить что есть тело, материал, вещество:
Стул, стекло, соль, бетон, воздушный шарик, вода, бронза, серебро, компьютер, флаг, древесина, хлопок, масло, колба, медь, уксусная кислота.
Б) Вместо пропусков впишите название тел, веществ или материалов.
Посуду изготовляют из ……………… .
Мебель изготовляют из ……………… .
…… изготавливают из меди.
…… изготавливают из резины.
В) Заполнить таблицу, определить что есть чистое вещество, смесь однородная и неоднородная: молоко, кухонная соль, мел, морская вода, стакан чая, раствор из масла и воды, минеральная вода, кислород, железная стружка в сахаре, пыль, вишнёвое варенье, железо, сера.
Чистые вещества
|
Смеси
|
Однородные
|
Неоднородные
|
|
|
|
|