Химия
Тема 5-6
Тема: Правила поведения учащихся в химическом кабинете. Ознакомление с оборудованием кабинета химии и лабораторной посудой. Практическая работа № 1. Правила техники безопасности во время работы в кабинете химии. Приёмы обращения с лабораторной посудой, штативом и нагревательными приборами. Строение пламени.
Цель: закрепить знания учащихся правил техники безопасности во время работы в кабинете химии; сформировать навыки обращения с нагревательными приборами и химической посудой; ознакомить учащихся со строением пламени.
Изучая эти правила, ставь к каждому из них вопрос «Почему?» и старайся найти ответ на него.
- Работай в халате. Используй по указанию учителя средства индивидуальной защиты - резиновые перчатки, защитные очки.
- Выполняй опыты только по инструкции, под присмотром учителя или лаборанта.
- Внимательно прочитай надпись на этикетке сосуда, прежде чем взять вещество для опыта.
- Склянки и банки с реактивами держи закрытыми. Сосуд, из которого взял реактив, сразу закрой пробкой и поставь на место.
- Не меняй местами пробки от сосудов с реактивами.
- Сосуд с реактивом держи этикеткой к ладони.
- Наливая жидкость, снимай каплю с шейки сосуда.
- Если в инструкции нет конкретных указаний, жидкости бери объемом 1-2 мл, твердые вещества - чтобы лишь покрыть дно пробирки.
- Излишки реактивов не пересыпай и не переливай в сосуды, из которых они были взяты. Ссыпай или сливай их в специально предназначенные для этого банки и склянки.
10. Насыпай и наливай реактивы над столом. Не рассыпай твердые вещества, не проливай жидкости.
11. Не пробуй вещества на вкус!
12. Определяя запах вещества, не вдыхай глубоко, не наклоняйся над сосудом. Осторожно направляй к себе пары или газ движениями ладони.
13. Будь особенно осторожным при работе с едкими, легковоспламеняющимися, ядовитыми веществами.
14. Будь особенно осторожным при работе с нагревательными и электрическими приборами.
15. После окончания работы убери свое рабочее место и тщательно вымой руки.
Освой также приемы обращения с лабораторной посудой и оборудованием.
Внимательно рассмотри лабораторное оборудование и химическую посуду на стр. 20 учебника. Запиши их названия.
Выполни опыты согласно изученным правилам 1—12 (номера правил указаны в скобках в тексте инструкции).
Опыт 1. Растворение питьевой соды в воде
Шпателем или ложечкой насыпь в чистую сухую пробирку или любую другую прозрачную, стеклянную ёмкость немного питьевой соды. Определи, имеет ли питьевая сода запах.
Долей в пробирку из промывалки или любой другой емкости немного дистиллированной (может быть обычная отстоянная вода) воды. Возьми пробирку близко к отверстию тремя пальцами (большим, указательным и средним) левой руки. (Если ты левша, выполни это действие правой рукой.) Указательным пальцем другой руки осторожно постукивай по нижней части пробирки до полного растворения питьевой соды.
Определи, имеет ли раствор питьевой соды запах. Поставь пробирку с раствором в предназначенный для этого штатив.
Кратко опиши (или нарисуй) свои действия и наблюдения в тетрадь, например так:
Питьевая сода (белые кристаллы на дне пробирки) + дистиллированная (может быть обычная отстоянная вода) вода (2 мл) перемешанный раствор без запаха.
Опыт 2. Взаимодействие питьевой соды с уксусом.
Налей в чистую сухую градуированную(имеющую шкалу) пробирку уксус объемом 4 мл.
Можно использовать и обычную пробирку: высота столбика жидкости в ней должна быть равна приблизительно 4 см. Определи, имеет ли уксус запах.
Перелей половину уксуса в пробирку с раствором соды. Наблюдай за изменениями, происходящими в пробирке. Поставь пробирку в штатив.
Держа как можно ближе к отверстию пробирку с остатками уксуса, закрой ее пробкой. Помни, что пробка не должна входить в отверстие пробирки слишком туго. Поставь пробирку с уксусом в штатив.
Кратко опиши (или нарисуй) свои действия и наблюдения в тетрадь.
Опыт 3. Изучение строения пламени
Прежде чем начать работу с нагревательным прибором, необходимо убрать со стола воспламеняющиеся вещества и материалы. Прими меры, чтобы избежать возможного воспламенения волос.
Для нагревания в лаборатории используют спиртовку (рис. 2, А), газовую горелку (рис. 3, А) или сухое горючее.
Перед зажиганием спиртовки (рис. 2, А) необходимо проверь наличие спирта в ее резервуаре (1) и качество фитиля (2). Спирт (5) должен заполнять резервуар на 2/з его объема. Нужно, чтобы фитиль был одинаковой толщины, свободно касался дна резервуара и не очень туго держался в трубочке (3). Спирт можно наливать только в погашенную спиртовку.

Рис. 2. А. Спиртовка: 1 - резервуар; 2 - фитиль; 3 - трубочка; 4 - колпачок; 5 - спирт. Б. Схема заполнения резервуара спиртом (I), правильного (II) и неправильного (III) зажигания спиртовки

Рис. 3. А. Газовая горелка: 1 - винт подачи газа; 2 - регулятор; 3 - отверстие горелки. Б. Схема правильного (I) и неправильного (II) зажигания и гашения (III) газовой горелки
Если мы имеем дело с сухим горючим, то для опыта необходимо на керамическую плитку помести таблетку (или кусочек) сухого горючего и поджечь. Нельзя дуть на пламя, чтобы погасить его. Для прекращения горения сухого горючего нужно накрыть пламя колпачком, поднося его сбоку.
Если в домашних условиях под контролем взрослых!!! зажечь свечу и внимательно рассмотреть пламя, то можно убедиться что оно не однородно и имеет несколько зон.
Сколько в пламени зон?
В нижней, темной, части пламени температура невысокая. Из-за недостатка воздуха горение здесь почти не происходит. Вещество, из которого изготовлена свеча, сначала плавится, а затем превращается в газообразные горючие вещества.

В средней части пламени температура выше. Здесь часть веществ сгорает, а остальные распадаются с образованием горючих газов и частиц сажи. Твердые частицы раскаляются и светятся. Поэтому эта часть пламени самая яркая.
Верхняя часть пламени имеет самую высокую температуру. В ней все вещества сгорают полностью; при этом образуются углекислый газ и водяной пар.
Во время проведения химических опытов нагревать вещества нужно в верхней части пламени, где температура наивысшая.
Кратко опиши (или нарисуй) свои действия и наблюдения. Сделай вывод, какая зона пламени самая горячая. В какой части пламени нужно проводить нагревание?
Опыт 4. Обращение с лабораторным штативом
1) ввинти стержень в подставку;
2) закрепи муфты на стержне штатива;
3) закрепи в одной муфте держатель, а в другой кольцо;
4) закрепи пробирку вертикально в держателе;
5) передвинь вверх по стержню муфту с держателем;
6) закрепи пробирку под углом 45°;
7) поставь на кольцо штатива фарфоровую чашку;
8) сними фарфоровую чашку, помести на кольцо штатива огнеупорную сетку и поставь на нее химический стакан;
9) верни посуду на место, разбери штатив.
Зарисовать штатив (рис.5, стр.36) с указанием названий его частей в свою тетрадь. Проанализируй результаты, полученные тобой при выполнении работы. Сравни их с поставленной целью. Какие из приобретенных знаний и умений ты считаешь для себя самыми важными?
Домашнее задание: повторить § 1,2. Выучить химические элементы № 1-10 таблицы Д.И. Менделеева (необходима учить только название элемента и его символ, например, элемент в таблице №1 это водород или гидроген, а его символ "Н"-аш). |