Пятница, 27.06.2025, 20:46Приветствую Вас Гость | RSS
Донецкая школа № 64
Меню сайта
Категории раздела
5 класс [31]
6 класс [28]
7 класс [28]
8 класс [32]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов


Главная » Файлы » Дистанционное обучение 5-8 класс » 7 класс

Химия Тема 5-6
23.09.2014, 13:25

Химия

Тема 5-6

Тема: Правила поведения учащихся в химическом кабинете. Ознакомление с оборудованием кабинета химии и лабораторной посудой. Практическая работа № 1. Правила техники безопасности во время работы в кабинете химии. Приёмы обращения с лабораторной посудой, штативом и нагревательными приборами. Строение пламени.

Цель: закрепить знания учащихся правил техники безопасности во время работы в кабинете химии; сформировать навыки обращения с нагревательными приборами и химической посудой; ознакомить учащихся со строением пламени.

 

Изучая эти правила, ставь к каждому из них вопрос «Почему?» и старайся найти ответ на него.

  1. Работай в халате. Используй по указанию учителя средства индивидуальной защиты - резиновые пер­чатки, защитные очки.
  2. Выполняй опыты только по инструкции, под при­смотром учителя или лаборанта.
  3. Внимательно прочитай надпись на этикетке сосуда, прежде чем взять вещество для опыта.
  4. Склянки и банки с реактивами держи закрытыми. Сосуд, из которого взял реактив, сразу закрой проб­кой и поставь на место.
  5. Не меняй местами пробки от сосудов с реактивами.
  6. Сосуд с реактивом держи этикеткой к ладони.
  7. Наливая жидкость, снимай каплю с шейки сосуда.
    1. Если в инструкции нет конкретных указаний, жид­кости бери объемом 1-2 мл, твердые вещества - что­бы лишь покрыть дно пробирки.
    2. Излишки реактивов не пересыпай и не переливай в сосуды, из которых они были взяты. Ссыпай или сливай их в специально предназначенные для этого банки и склянки.

10. Насыпай и наливай реактивы над столом. Не рассы­пай твердые вещества, не проливай жидкости.

 11.  Не пробуй вещества на вкус!

12. Определяя запах вещества, не вдыхай глубоко, не наклоняйся над сосудом. Осторожно направляй к се­бе пары или газ движениями ладони.

       13. Будь особенно осторожным при работе с едкими,                   легковоспламеняющимися, ядовитыми веществами.

14.  Будь особенно осторожным при работе с нагреватель­ными и электрическими приборами.

15. После окончания работы убери свое рабочее место и тщательно вымой руки.

     Освой также приемы обращения с лабораторной посудой и оборудованием.

        Внимательно рассмотри лабораторное оборудование и химическую посуду на стр. 20 учебника. Запи­ши их названия.

     Выполни опыты согласно изученным правилам 1—12 (но­мера правил указаны в скобках в тексте инструкции).

Опыт 1. Растворение питьевой соды в воде

      Шпателем или ложечкой насыпь в чистую сухую пробир­ку или любую другую прозрачную, стеклянную ёмкость немного питьевой соды.          Определи, имеет ли питьевая сода запах.

      Долей в пробирку из промывалки или любой другой емкости немного  дистиллиро­ванной (может быть обычная отстоянная вода) воды. Возьми пробирку близко к отверстию тремя пальцами (большим, указательным и средним) левой руки. (Если ты левша, выполни это действие правой рукой.) Указа­тельным пальцем другой руки осторожно постукивай по ниж­ней части пробирки до полного растворения питьевой соды.

     Определи, имеет ли раствор питьевой соды запах. Поставь пробирку с раствором в предназначенный для этого штатив.

Кратко опиши (или нарисуй) свои действия и наблюде­ния в тетрадь, например так:

Питьевая сода (белые кристаллы на дне пробирки) + дис­тиллированная  (может быть обычная отстоянная вода)  вода (2 мл) перемешанный  раствор без запаха.

Опыт 2. Взаимодействие питьевой соды с уксусом.

          Налей  в чистую сухую градуированную(имеющую шкалу) пробирку уксус объемом 4 мл.

      Можно использовать и обычную пробирку: высота стол­бика жидкости в ней должна быть равна приблизительно 4 см. Определи, имеет ли уксус запах.

      Перелей половину уксуса в пробирку с раствором со­ды. Наблюдай за изменениями, происходящими в пробирке. Поставь пробирку в штатив.

      Держа как можно ближе к отверстию  пробирку с остатками уксуса, закрой ее пробкой. Помни, что пробка не должна входить в отверстие пробирки слишком туго. Поставь пробирку с уксу­сом в штатив.

     Кратко опиши (или нарисуй) свои действия и наблюдения в тетрадь.

Опыт 3. Изучение строения пламени

     Прежде чем начать работу с нагревательным прибором, необходимо убрать со стола воспламеняющиеся вещества и материалы. Прими меры, чтобы избе­жать возможного воспламенения волос.

Для нагревания в лаборатории используют спиртовку (рис. 2, А), газовую горелку (рис. 3, А) или сухое горючее.

Перед зажиганием спиртовки (рис. 2, А) необходимо проверь наличие спирта в ее резервуаре (1) и качество фитиля (2). Спирт (5) дол­жен заполнять резервуар на 2/з его объема. Нужно, чтобы фитиль был одинаковой толщины, свободно касался дна ре­зервуара и не очень туго держался в трубочке (3). Спирт можно наливать только в погашенную спиртовку.


Рис. 2. А. Спиртовка: 1 - резервуар; 2 - фитиль; 3 - трубочка; 4 - кол­пачок; 5 - спирт. Б. Схема заполнения резервуара спиртом (I), пра­вильного (II) и неправильного (III) зажигания спиртовки

   

   Рис. 3. А. Газовая горелка: 1 - винт подачи газа; 2 - регулятор; 3 - отверстие горелки. Б. Схема правильного (I) и неправильного (II) зажигания и гашения (III) газовой горелки

Если мы имеем дело с сухим горючим, то для опыта необходимо на керамическую плитку помести таблетку (или кусочек) сухого горючего и поджечь. Нельзя дуть на пламя, чтобы погасить его. Для прекращения горения сухого горючего нужно накрыть  пламя колпачком, поднося его сбоку.

        Если в домашних условиях под контролем взрослых!!! зажечь свечу и внимательно рассмотреть  пламя, то можно убедиться что оно не однородно и имеет несколько зон.

  Сколько в пламени зон?

  В  нижней,  темной, части пламени температура невысокая. Из-за недостатка  воздуха  горение  здесь  почти  не происходит. Вещество, из которого изготовлена  свеча,  сначала плавится,  а  затем превращается в газообразные горючие вещества.  

 

В средней части пламени температура выше. Здесь часть веществ сгорает, а остальные распадаются с образованием горючих газов и частиц сажи. Твердые частицы раскаляются и светятся. Поэтому эта часть пламени самая яркая.

Верхняя часть пламени имеет самую высокую температуру. В ней все вещества сгорают полностью; при этом образуются углекислый газ и водяной пар.

Во  время  проведения  химических опытов  нагревать  вещества нужно в верхней части пламени, где температура наивысшая.

         Кратко опиши (или нарисуй) свои действия и наблюдения. Сделай вывод, какая зона пламени самая горячая. В ка­кой части пламени нужно проводить нагревание?

Опыт 4. Обращение с лабораторным штативом

       1) ввинти стержень в подставку;

2) закрепи муфты на стержне штатива;

3) закрепи в одной муфте держатель, а в другой кольцо;

4)  закрепи пробирку вертикально в держателе;

5)   передвинь вверх по стержню муфту с держателем;

6)   закрепи пробирку под углом 45°;

7)  поставь на кольцо штатива фарфоровую чашку;

8)  сними фарфоровую чашку, помести на кольцо шта­тива огнеупорную сетку и поставь на нее химичес­кий стакан;

     9)        верни посуду на место, разбери штатив.
          

Зарисовать штатив (рис.5, стр.36) с указанием названий его частей в свою тетрадь. Проанализируй результаты, полученные тобой при выполнении работы. Сравни их с поставленной целью. Какие из приобретенных знаний и умений ты считаешь для себя самыми важными?

 

Домашнее задание: повторить § 1,2. Выучить химические элементы № 1-10 таблицы Д.И. Менделеева (необходима учить только название элемента и его символ, например, элемент в таблице №1 это водород или гидроген, а его символ "Н"-аш).

Категория: 7 класс | Добавил: Правитель_Бабаколэнда
Просмотров: 1089 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz