Искусство 6 кл
Урок 2. "Тайны египетских пирамид"
1. Историческая справка.
Первое чудо света – египетские пирамиды.
Всего пирамид около семидесяти, а может, и около восьмидесяти.
Понятие “пирамида” всем хорошо известно. Это слово иногда толкуют как производное от греческого “пир”, что означает “огонь” (огонь пылает так, что пламя похоже на остроконечную пирамиду); иногда производят от слова “пира”, что означает “граница погребения” или, иными словами, “могила”.
Наиболее древняя форма – ступенчатая пирамида в Саккара, которую приказал воздвигнуть фараон Джосер. Её размеры весьма внушительны: основу составляет прямоугольник со сторонами 125 Х 115 метров, высота около 60 метров. Её возраст, как считают археологи, от 4600 до 4800 лет.
Те пирамиды, которые относятся к чудесам света, представляют собой правильные четырёхгранные пирамиды с квадратными основаниями.
От подножия до вершины эта каменная возвышенность насчитывает 137,3 метра. Первоначально она якобы была почти на 10 метров выше, но её верхушка исчезла вместе с облицовкой, и ныне вместо неё там площадка, на которой во время второй мировой войны был английский пост противовоздушной обороны. Сторона её основания – 230,4 метра, первоначально она была длиннее на 2 метра. Общий объём – около 2525000 кубических метров. Пирамида занимает площадь 54 000 квадратных метров, то есть 5,4 гектара. Меньше её и Букингемский дворец в Лондоне, и Версаль во Франции, и Зимний дворец в Санкт-Петербурге. Пирамида Хеопса выше купола Микеланджело над римским собором святого Петра, самым высоким христианским храмом. Выше лондонского собора святого Павла, парижского собора Нотр-Дам. Если бы пирамида была полой, в неё вошла бы вся площадка со стартовой вышкой для космической ракеты.
И вот теперь нам не уйти от вопросов: что же, собственно, такое эти пирамиды? Зачем их строили? Какими средствами? Когда? На первый вопрос ответит любой без колебаний: это гробницы фараонов. Для дальнейших ответов нам придётся заглянуть в историю Египта.
Египет – страна древнейшей культуры. Две с половиной тысячи лет назад, когда долину Нила посетил знаменитый древнегреческий историк Геродот, уже тогда он не мог докопаться до корней египетской истории; они терялись в тумане мифов и легенд. Ещё в те времена, когда предки некоторых современных европейских народов жили в пещерах и разбивали друг другу головы палицами, Египет был уже страной великолепных дворцов и храмов, страной прочного государственного устройства, развитого сельского хозяйства, высокого уровня астрономии и медицины.
Но когда закладывались фундаменты европейских соборов, Египет как великая страна исчез из памяти цивилизованных народов, превратился просто в страну феллахов (современные египетские крестьяне-земледельцы), “народа без истории”.
Египетский жрец и историк Манефон, который жил во времена первых Птоломеев (конец IV – начало III века до н. э.) составил список египетских царей. В списке фараоны разделены на 30 династий. Все династии делятся на три большие эпохи: Древнее, Среднее и Новое царство.
Первым царём Древнего царства и одновременно первым строителем пирамиды был Джосер. Его пирамида в Саккара – древнейшее монументальное сооружение из камня. Самые большие пирамиды возвели цари IV династии: Снофру, Хуфу, Хафра, Менкаура. Эти пирамиды принято называть греческими именами построивших их царей: пирамиды Снофру, Хеопса, Хефрена, Микерина. За время правления царей Древнего царства Египет превратился в централизованное рабовладельческое государство. Вместе с тем пятисотлетний период Древнего царства был временем расцвета культуры; иероглифическое письмо достигло последней ступени своего развития, и наряду со строительством пирамид широко развилось изобразительное искусство – скульптура и росписи гробниц.
Среднее царство (2070 – 1790 гг. до н. э.). Египет превращается в “цветущий зелёный сад”, совершенствуется металлургия, высокого уровня достигает ювелирное искусство, снова начинают строиться пирамиды, но значительного меньшего размера и преимущественно не из камня, а из необожжённого кирпича с каменной облицовкой.
Новое царство (ок. 1580 – ок. 1090 гг. до н. э.) является периодом наибольшего политического, культурного и экономического расцвета Древнего Египта. При фараоне Аменхотепе IV была проведена коренная реформа религии: он заменил традиционное поклонение многим богам поклонением одному богу солнца – Атону и сам сменил имя на Эхнатон – Угодный Атону. Эхнатон так и не увидел результатов своей реформы. При его малолетнем преемнике Тутанхамоне была восстановлена старая религия и разрушена столица Эхнатона Ахетатон (Горизонт Атона). Во времена Рамсеса II мощь египетского государства и власть фараонов достигают своей вершины. Свидетельством славы Рамсеса стали колоссальные храмы в Абу-Симбеле, Карнаке и Луксоре… Огромное строительство и беспрестанные войны истощили страну. После смерти Рамсеса в стране наступает хаос.
Позднее царство (примерно 1090 – 332 гг до н э ). Египет попал под власть нубийцев, царь которых Шабака основал XXV династию. Это были правители, воспитанные на египетской культуре, они управляли согласно египетским традициям, и положение в стране улучшилось. Между тем на Востоке растёт могущество Персидского царства. В 525 г. до н. э. персидский царь Камбиз вторгается в Египет. Почти 200 лет находился Египет под персидским владычеством. Временами он снова добивался определённой независимости, но уже не достигал былой славы и мощи.
2. Пирамиды Египта – чудо света.
Возможно, отчасти правы те учёные, которые утверждают, что пирамиды “были созданы с целью, наглядно показать всему народу огромную власть царя”. Но всё же, зачем цари сооружали для этого грандиозные гробницы, а не дворцы, ещё более величественные, чем те, в которых они обитали? Причины в другом месте – в экономическом и политическом устройстве Древнего Египта. Этот путь ведёт к религии, к древнейшим представлениям о загробной жизни человека.
Замедленное развитие экономической и политической жизни Египта – и соответственно медленное развитие религиозной идеологии – стало причиной того, что пережитки первобытных религиозных верований удерживались очень долго. Особенно это относится к фетишизму и распространённому культу животных.
В Египте со времён родовых общин царил культ предков и культ загробной жизни. Египтяне верили, что со смертью человек попадает в загробное царство. Чтобы древний египтянин мог существовать после смерти, нужно было выполнить два условия: во-первых, его тело должно было остаться невредимым, а во-вторых, его душа (точнее, его духовный двойник – Ка) должна была получить от живых соответствующее оснащение и облачение при отбытии на тот свет: питьё, оружие, еду и другие нужные и ненужные вещи, а за это мёртвый охранял жизнь своих живых потомков. Стремление обеспечить умершему вечную жизнь проявлялось прежде всего в самом способе его погребения.
В более древние времена тело завёртывали в кожу, рогожу, ткани, позднее укладывали в деревянные гробы, которые ставили в деревянные саркофаги. Над его гробом сооружали кирпичные надгробия, которые должны были хранить покойника во время вечного сна. Это стремление сохранить тела умерших и породило мумификацию. Простой процесс натирания умерших маслами впоследствии превращается в очень сложную процедуру.
При мумификации вынимаются внутренности и мозг, всё внутри промывают пальмовым вином, посыпают растёртыми благовониями, наполняют миррой и кассией. Потом тело на 70 дней укладывают в натрон (природную соду), натирают бальзамирующими маслами, мужчин стригут, женщин завивают. Затем полости заполняют смолянистыми опилками и песком, тело завёртывают в ткань, пропитанную клейкой камедью. После этого родственники берут тело назад, изготовляют деревянный саркофаг в виде человеческой фигуры и помещают туда покойника. Внутренности сохраняют в особых сосудах – канопах. Стремление сохранить мумию от повреждения или уничтожения привело к тому, что могилы превратились в удивительные архитектурные сооружения, которые уже в конце II династии приобретают окончательную форму (усечённой пирамиды). Их теперь называют мастаба. Мастабы состояли из двух частей: надземной и подземной. Гробница царя должна была быть только самой большой и самой безопасной, но и своим внешним видом отличаться от гробниц других богатых египтян. Они превращаются из мастабы в пирамиду.
Лишь одно свойство отсутствует у пирамид – свойство, которое современный человек ищет в любом творении – общественная польза. Даже Вавилонская башня имела какой-то общественный смысл: служила своеобразной обсерваторией. Мексиканские пирамиды были чем-то вроде каменного календаря. Седьмое чудо света на острове Фарос было маяком. Но пирамида служила только одному человеку – фараону, да и то даже не ему, а его несуществующему Ка.
3. Строительство пирамид.
Большую пирамиду построил, собственно, не Хеопс. Он только приказал её строить. Не построили её и инженеры и архитекторы, они лишь разработали проект и руководили строительными работами. Так кто же её построил, как и все остальные пирамиды? Рабы?
Огромное сооружение, как пирамида Хеопса, не могло строить небольшое количество рабов, а только неисчислимые массы “свободного народа”. И чтобы осуществить это строительство, они должны были, несмотря на своё политическое положение “свободных”, фактически превратиться в рабов. Строительством своей пирамиды Хеопс вверг страну в нищету. Всё население так возненавидело Хеопса, что даже выбросило его труп из усыпальницы. Это была самая большая кара – и вместе с тем самое радикальное революционное действие, оказавшее влияние на вечную жизнь фараона: оттого, что тело Хеопса было уничтожено, его Ка в царстве мёртвых потеряло власть над жизнями простых египтян. Это было восстание не только против фараона, но и против бога. Так народ отомстил Хеопсу за тот невыносимый гнёт, который испытывал он при строительстве Большой пирамиды.
Пирамида имеет около 2 250 000 каменных блоков. В скале каменоломни выдалбливались отверстия, потом туда загоняли деревянный клин, который поливали водой так долго, пока он не набухал и не расщеплял скалу. Отбитый кусок скалы нужно было обтесать медным долотом, само собой, вручную. Потом такую глыбу нужно было отправить на место строительства. Если это был мелкозернистый известняк с Моккатамского нагорья, то сначала его везли несколько километров до Нила, там погружали на плоты, перевозили, затем снова перегружали на деревянные сани – волокуши и таким образом доставляли на место строительства. Здесь уже блоки доводились до нужных размеров и форм. Каждый блок имел шесть сторон, значит, требовалось отшлифовать почти 13,5 миллиона сторон – это тот минимум квадратных метров, которые должны были обработать рабочие. Но всё это было подготовкой. Собственно строительство начиналось потом. Без кранов, без лебёдок, лишь с помощью мускулов и простейших технических средств поднимались эти блоки-монолиты наверх и укладывались друг на друга.
Свидетельство Геродота о числе рабочих, трудившихся на строительстве Большой пирамиды, некоторые считали преувеличенным. Их достоверность в наше время подтвердили раскопки Питри, а потом Рейснера в Гизе. Были раскопаны селения рабочих при пирамидах в Гизе, в которых могло жить около 10 000 строительных рабочих вместе с семьями. На пирамиде египетскими письменами было обозначено, сколько редьки, лука, чеснока съели рабочие. На всё израсходовано 1600 талантов серебра. Это приблизительно 12 – 14 миллионов девизных крон (примерно 1,5 миллиона рублей). На первый взгляд эта сумма кажется огромной, однако после пересчёта – на каждого работника приходятся гроши. Сумма, выплаченная за лук и чеснок, была лишь небольшой частью расходов на пирамиду. Но кто оплачивал все эти расходы? Ответ может быть только один: сами строители пирамиды. “Свободные” крестьяне и рабочие, которых пригнали сюда и которые сами должны были кормить себя. Значит, порабощённый народ не только построил пирамиду собственными руками, но и финансировал её строительство.
4. Судьба пирамид.
Выполнила ли пирамида своё предназначение? Выполнили ли своё предназначение другие пирамиды, сооружённые Хефреном, Микерином и другими фараонами Древнего и Среднего царства?
У них были для этого все предпосылки. Они были подлинными твердынями, могучими бункерами. Их охраняло войско. Их охраняли жрецы. Прочность непроницаемых блоков увеличивала религия, силу воздействия которой современному человеку даже трудно представить. И всё же пирамиды не стали надёжной защитой. О судьбе мумии Хеопса мы уже говорили. Не повезло и другим фараонам. Их гробницы пусты.
Приблизительную картину того, что они скрывали, можно составить хотя бы по одной гробнице фараона Тутанхамона, которая попала в руки учёных в нетронутом виде. В 1924 году экспедиция Говарда Картера только из передней камеры вывезла 33 тяжелейших контейнера, полных драгоценных камней, произведений искусства и золота. А когда Картер проник в погребальный покой, то нашёл в нём позолоченный деревянный ковчег, а в нём – другой, дубовый ковчег, тоже позолоченный. Затем ещё один, в этом четвёртом ковчеге – саркофаг из целого куска редчайшего кристаллического кварцита, а в нём ещё три антропоидных саркофага, последний из них – из массивного золота, а уж в этом саркофаге – мумию фараона. На лице мумии была золотая маска, на пальцах – золотые кольца, не шее двойная золотая цепь. Когда учёный развернул мумию из пелен, то нашёл ещё немало драгоценных украшений.
Как же были обворованы эти царские гробницы, несмотря на все невероятные меры, принятые для их безопасности?
Каждой гробнице, скрывавшей тело царя и его загробное имущество, постоянно угрожало ограбление. Жрецов, охранявших своих мёртвых властителей, особенно в период междуцарствий, было не так уж много. И сохранились свидетельства о том, что им приходилось с оружием в руках переносить мумию фараона в другое укрытие. Но многие из жрецов сами предпочитали грабить своё божество – фараона. Грабителями становились и стража гробниц, и архитекторы, знавшие систему тайных коридоров. И способствовали этому не только смутные периоды правления, но главным образом само время: то, что не удалось отцам, удавалось их сыновьям и внукам, то, что не разграбили в одном столетии, грабили в другом, третьем, пятом, десятом…
Несостоятельность пирамид как гробниц в конце концов признали даже сами фараоны. Строительство пирамид истощало экономические ресурсы страны. Строительство Большой пирамиды равнялось проигранной войне. Поддержание их в хорошем состоянии тоже требовало немалых средств. Последняя пирамида была сооружена по приказу фараоа Хенджера примерно в XVII веке до н. э. Эти последние пирамиды, хотя и имели хорошо укреплённые погребальные камеры, сооружались всё-таки из необожжённого кирпича.
Те небольшие пирамиды, которые возвели по прошествии двух тысяч лет со времени строительства Большой пирамиды, вообще не идут ни в какое сравнение с египетскими пирамидами. Ни своим видом, ни размерами, ни даже как символ власти фараона. В пирамиде Хеопса поражает всё (даже то, как она была разграблена). И в силу того, Большая пирамида, вопреки всей её бесполезности, - подлинное чудо света.
Творческое задание.
Нарисуй верблюда на фоне пирамид. |