История Украины
Урок №4
Тема урока: Вещественные исторические источники. Музеи.
Задание: сформировать знание об исторических источниках (в частности, вещественные исторические источники); стимулировать развитие умения формулировать понятия, сформировать у учеников понимание терминов «исторический источник», «археология», «исторический музей»., способствовать развитию умения анализировать и оценивать исторические события, аргументировано выражать свою точку зрения.
Актуализация знаний и умений учеников.
Вопрос: 1. Что такое история?
2. Что изучает наука история?
3. Что такое исторические источники?
4. Какие существуют виды исторических источников?
Вспомним!
Исторический источник – все то, что создано трудом и творчеством человека и несет информацию об исторических событиях и жизнях людей.
Работа со схемой.

Вопрос. К каким типам источников можно отнести сказки?
Ответ. К устным и письменным, потому что, являя собой продукт устного народного творчества, они дошли до нас в виде текста (записей), а соответственно могут быть отнесены и к письменным источникам также).
Поиграем!
Назовите вид исторического источника
   
Ответ- Все это вещественные источники.
Изучение нового материала
Вещественные исторические источники - это любые материальные остатки, от археологических памятников и предметов быта до архитектурных сооружений и современного оборудования.
Где мы можем увидить вещественные исторические источники?
Вещевые исторические источники мы можем увидеть как в специальных заведениях – исторических музеях, так и вокруг нас – памятники, старые дома, одежда…
  
Исторический музей - («дом Муз») специальные заведения, в которых собирают, хранят и исследуют исторические источники.
Первые музеи появились в Древней Греции, они служили местом сбора философов, которые мыслили и общались между собой. Здесь же сохранялись культовые предметы и произведения мастеров того времени. Размещались музеи в храмах и домах аристократов. Со временем, когда количество предметов вырастали для их хранения строились отдельные помещения.
Интересно знать. В соответствии с описанием Александрии, которое составил знаменитый географ Страбон, Мусейон был частью помещений дворцов Александрии. Идея общих научных занятий ученых мужей, которые проживают под одной крышей, не была впервые реализована в стенах Александрийского Мусейона. Задолго до III в. до н.э. общие научные исследования практиковались в братстве Пифагора. Для сбора разных научных материалов, подтверждения опытов отпускались большие средства на специальные экспедиции. Уникальные возможности для проведения дорогих работ, накопления научного материала, естественно, привлекали в Храм Муз большое число исследователей. Знаменитые ученые и поэты жилы в здании Мусейона, встречались за общими трапезами и на прогулках в прекрасных садах. Они разговаривали, обменивались опытом, вели научные споры
Вопрос. А какие еще, кроме исторических, музеи Вы знаете?
Задание: Соотнесите вид музея с соответствующей картинкой

Ответ: (справа на лево):
1) художественный музей;
2) музей ВОВ;
3) археологический музей;
4) этнографический музей.
Большое количество вещей попадает в исторический музеям благодаря работе археологических экспедиций
Археология - наука о древности. Она изучает историю по остаткам жизни и деятельности людей. Ученых, которые производят раскопки, называют археологами.
Благодаря находкам археологов, мы можем взглянуть на мир глазами простых людей, которые жили, например, в Древней Греции. В каких домах они жили, как проводили день, как воспитывали детей, которые ели на обед и ужин?
Работа археолога очень сложна. Прежде, чем начать раскопки кое-где, проводится археологическая разведка. Она включает у себя работу из изучения книг, карт, летописей, и, конечно же, обзор местности. Дальше ученые приступают к исследованию.
Профессия археолога сама что не «запорошена». Если копнуть глубже слою романтичного налета, который создается обычно под впечатлением разных приключенческих фильмов и книг, - открывается слой тяжелой работы. «Общение» с землей на языке времени!
Что нужно знать и уметь археологу?
Это, в первую очередь, конечно же, - уметь чертить и рисовать. А с развитием новых методов и техники - еще и фотографировать. Еще нужны знания в самих разных областях - реставрация и хранения предметов, иностранные, а часто и древние языки, этнография, антропология, геология, геодезия, топография. И без математики никуда. Да и это - только маленький список самих основных вещей. А ведь археологам, для организации экспедиции нужно еще владеть знаниями в области экономики, психологии - ведь это работа не только с достопримечательностями истории, но и людьми
Сокровище для археолога – это не обязательно монеты или ювелирные украшения. Обычные остатки глиняной посуды или давние орудия труда значат для ученых не меньше, чем изделия из благородных металлов. По этими находками можно воспроизвести жизнь и быт тех людей, которые когда-то здесь проживали.
Выводы. Исследуя разнообразные исторические источники, ученые узнают о том, которым была жизнь людей в разные исторические периоды. Существуют разные типы исторических источников, среди которых основными вещевые, устные, письменные, языковые, этнографические, фото- и кинодокументы. Каждый отдельный источник отображает лишь определенную грань прошлого и содержит ограниченный объем исторической информации. Поскольку творцами всех достопримечательностей прошлого были люди, то исторические источники отображают их виденье и восприятие событий. В результате этого полную картину жизни людей в определенный период можно воспроизвести лишь путем сочетания и сравнения информации из разных исторических источников.
Закрепление полученных знаний и умений.
Задание. 1. Вещевыми источниками занимаются не только наука археология, а еще и нумизматика, сфрагистика, геральдика, фалеристика. Узнай, что изучают эти науки.
Пройдись по ссылкам
Нумизматика https://ru.wikipedia.org/wiki/%CD%F3%EC%E8%E7%EC%E0%F2%E8%EA%E0
Сфрагистика
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%F4%F0%E0%E3%E8%F1%F2%E8%EA%E0
Геральдика
https://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%E5%F0%E0%EB%FC%E4%E8%EA%E0
Фалеристика. http://ru.wiktionary.org/wiki/%D1%84%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0
Вопрос.
1. Что такое исторические источники? Какие существуют типы исторических источников?
2. Определите, к каким видам исторических источников (письменные, материальные, этнографические, устные):а) сборник законов византийского императора Юстиниана I; б) Реймский собор; в) ценный чаша, на которой викарбовано фамилия мастера, ее изготовил; г) народные песни; д) сборник законов франков «Салическая правда»; е) Флорин - монеты средневекового города Флоренция; ж) Коран - священная книга мусульман; и) Танцы шаманов у северных народов.
3. Зачем археологи проводят «археологические разведки» и тщательным образом изучают исторические документы перед тем, как начать раскопки?
4. Приведите в соответствие науку и предмет ею изучаемый.
Наука
|
изучает
|
1.нумизматика
|
А) вещественные источники
|
2.сфрагистика
|
Б) монеты
|
3.геральдика
|
В)печати
|
4.фалеристика
|
Г) ордена, медали ( награды)
|
5.Археология
|
Д) гербы
|
Домашнее задание.
Прочитать, пересказывать §3§4, ответьте на вопросы №1,3,4 стр. 27(учебник Власов В.С), придумайте герб своей семьи( поясните смысл знаков на нем, выбор цветов). Подготовьте сообщение об истории любого герба( государства, рыцаря, города...)
Посетите виртуальный музей
http://journal-shkolniku.ru/virtual-ekskursii.html |