Урок 3
Тема. историческая карта
Актуализация знаний
1 Приведенные единицы измерения времени расположите в порядке увеличения: час, эра, месяц, день, год, секунда, век, минута, неделю, сутки.
2 Соотнесите год и век:
5 год — ... век;
1799 год —.... век;
1314 г — ... век;
44 г — ... век;
700 г — ... век;
789 г — ... век;
1501 г — ... век;
1900 г — ... век
3 Соотнесите год и века, соединив их стрелками:
V ст. до н. е.
|
1240 р.
|
III ст.
|
78 р. до н. е.
|
XIX ст.
|
645 р.
|
XXI ст.
|
1582 р.
|
XVI ст.
|
1861 р.
|
I ст. до н. е.
|
435 р. до н. е.
|
VII ст.
|
242 р.
|
XIII ст.
|
2004 р.
|
4 Михаил Грушевский родился в 1866 году, а напечатал 1-й том «Истории-Руси» в 1898 году. Сколько лет исполнилось Грушевскому в это время?
5) На линии времени обозначьте даты: 10 г., 1327. , 996г. 1866, 5 в до Н.Е.
6) Софийский собор был построен в XI веке. Сколько веков прошло за это время?
7 Прочитайте перечень исторических источников, разбейте их соответственно на группы
Вещественные источники
|
Письменные
|
усные
|
|
|
|
1 Остатки захоронений. 2 Летописи. 3 Прапор.4. Международные соглашения. 5 Герб.6. Архитектурные достопримечательности. 7 Печатка.8. Народные песни. 9 Пословицы.
8.Кросворд
Вопросы
1. Від словесних історичних джерел. 2. Батько української історії.
3. Стародавня народна оповідь про явища природи, історичні події тощо.
4. У давнину — щорічний запис найважливіших подій.
5. Місце перебування муз.
6. Вид історичних джерел.
7. Наука про давнину.
8. Наука, що вивчає життя людей у минулому.
Ответы
1. (Усні) 2. (Грушевський) 3. Міф) 4.. (Літопис)5. (Музей)6. (Писемні) 7. (Археологія)
8. (Історія)
9 Заполните пропуски в предложениях.
История – это наука, которая визучает _____________ людей.
История Украини – это наука, которая изучает прошлое
_______________ народа и государства – _______________.
10. Заполните пропуски в схеме приведите примеры
Виды исторических источников
ВЕ.... ПИ..... УС..
__________________ _________________ ___________________
__________________ _________________ ___________________
__________________ _________________ ___________________
задача 11
1 Греки называли бога времени Хроносом. Что, по вашему мнению, изучает наука "Хронология"?
12. отметьте на отрезке времени буквами
А – 1 тисячоліття до нашої ери
Б – 350 лет
В – 743 до н.е.
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1ст 0 1ст 2 3 4 5 6 7 8 9 10
13 Сколько лет назад произошло событие, датируемая 150 годом до нашей эры?
Завдання 14
Розглянувши таблицю дайте відповіді на запитання.
Роки життя
|
Історик
|
Що вивчав історик
|
Результати роботи
|
485 р. до н.е. – 425 р. до н.е.
|
Геродот Галікарнаський
|
Багато мандрував і записував усе, що бачив з життя різних народів
|
Багатотомна праця „Історія”
|
прибл. 1056 — 1114 р.р.
|
Нестор-літописець
|
Записував події з історії Київської Русі – першої слов’янської держави
|
Склав “Повість минулих літ”
|
1866-1934 р.р.
|
Михайло Сергійович Грушевський
|
Досліджував історію українського народу
|
Більше 2 тис. праць, 10-томна “Історія України-Русі”
|
1855-1940 р.р.
|
Дмитро Іванович Яворницький
|
Досліджував історію українського козацтва
|
3-томна “Історія запорізьких козаків” та багато інших наукових праць
|
1834-1908 р.р.
|
Володимир Боніфатійович Антонович
|
Досліджував історію України часів визвольної війни і Руїни
|
Більше ніж 300 праць з історії України 17-18 ст.
|
- Каких историков вы знаете?
- Что они изучали?
- В какое время жили?
- Какие труды написали?
ІІ. Объяснение нового материала
• Какой вопрос может быть отнесен к исторической карте, выберите: что, где, когда?
(Конечно, дети выбирают вопрос «где?»)
Дает ответ на этот вопрос историческая карта.
Работа с понятиями:
Историческая карта - уменьшенное изображение земной поверхности, на которых обозначены те или иные события.
Работа с атласом:
рассмотреть несколько страниц, выяснить, какие отметки существуют на карте, ознакомиться с условными обозначениями. Работая в парах, задать вопрос друг другу, выслушать ответы.
Составление памятки «Как пользоваться исторической картой»
1 Цвета отличают одну территорию от другой
2 Границы государств и границы обозначают линиями
3 Города обозначают кружочками
4 Места сражений - скрещенными саблями, направления походов - стрелками
Практическая работа.
1 Найти в атласе область, город где вы живете.
2 Определите наших соседей.
3 Назовите крупнейшие реки и города вашей области. Определите город, который находится на севере области, на юге, на востоке, на западе.
4 назовите крупные города области, страны
5 назовите битвы, скажите в каком веке они были
Обобщение знаний. (С помощью родителей)
Игра «За подсказкой»
Посоветуйте детям найти города. Если сразу дети не могут это сделать, называйте подсказки.
Например: этот город находится на территории Донецкой области, которая закрашена зеленым цветом. Это город стоит на берегу реке Кальмиус. Ответ: это Донецк.
Играя с историческими картами, можно использовать подсказки мест сражений, направления стрелок - походов и проч.
Итог урока.
Метод «ПРЕСС». Сегодня на уроке я научился ...
Меня заинтересовало ...
Я понял ... и прочее
Домашнее задание. Соответствующий параграф учебника прочитать.